Российская оборонка избавилась от украинской зависимости, но резать пришлось по живому

Российская оборонка избавилась от украинской зависимости, но резать пришлось по живому Милитари

Вопрос импортозамещения украинских комплектующих для российского ОПК уже не актуален. По крайней мере, на днях замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что «украинский вопрос для нас окончательно закрыт». От поставок комплектующих с украинских предприятий зависели около 200 образцов вооружений и военной техники, из них самыми «болезненными» для нашей промышленности были двигатели для вертолетов и кораблей.

Юрий Борисов, отвечающий в Минобороны за поставки вооружений, поставил точку в спорах о том, сможет ли российский оборонно-промышленный комплекс обойтись без украинских предприятий. По словам Борисова, в июле 2014 года Верховным главнокомандующим были утверждены планы-графики по импортозамещению украинской продукции и деньги на это уже выделены. «Сегодня мы нашли все меры, чтобы ни в коем случае динамика поступления техники от этих позиций не страдала. У нас украинский вопрос закрыт», — сказал замминистра.

 

Конечно, украинская промышленность, уже давно находящаяся в стадии стагнации, не может предложить России какие-либо прорывные технологии. Все то, чем сейчас могут похвастаться украинские предприятия — технологии второй половины 80-х годов прошлого века. Однако тесная интеграция между российской и украинской «оборонкой» сложилась еще со времен СССР и резать совместную кооперацию сейчас приходится по живому.

Военный эксперт «МК», директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов убежден, что хотя сейчас проблема замещения поставок с Украины не так остра, как замена комплектующих из стран Запада, вместе с тем этот вопрос будет решаться не так быстро, как многим бы хотелось.

Отказ от сотрудничества с Украиной для нас в значительной степени — это шаг в модернизации своего производства, — убежден Пухов. — Теперь те деньги, которые мы сэкономим на Украине, можно будут использованы для «раскрутки» производства в России. Есть другой вариант — закупать те же комплектующие в Китае, который давно наладил выпуск подобной продукции.

Вместе с тем, не все позиции удастся так быстро заместить. В первую очередь это касается газотурбинных двигателей для ВМФ, которые производят на предприятиях в украинском Николаеве. Не смотря на то, что российская «оборонка» уже запланировала производство таких двигателей на своих предприятиях, срок поставлен — 2018 год, то есть идет потеря темпа строительства кораблей. По предварительным расчетам, выпуск двух или трех кораблей будет перенесен на более поздние, чем ожидалось, сроки.

Если говорить о замене вертолетных двигателей, выпускаемых украинским предприятием, то тут вопросов меньше. В советское время оно было единственным заводом, серийно производящим подобную продукцию. Однако сейчас, производство двигателей уже налажено в Санкт-Петербурге, сейчас там могут выпускать до 150 двигателей, однако это количество нужно будет удвоить или даже утроить.

Российская оборонка избавилась от украинской зависимости, но резать пришлось по живому

Так же, для производства российских танков Т-90 ряд комплектующих закупался на Украине, однако их замена на российские аналоги пройдет абсолютно безболезненно. Как и замена оптических приборов, поставляемых для российских «убийц танков» — «Хризантем».

Однако остаются вопросы по нашлемной системе целеуказания, которая еще с 1982 года производилась на киевском предприятии. По некоторым данным, российский ОПК отказался от украинской продукции, сделав выбор в пользу французских производителей, и вроде бы даже была во Франции уже была закуплена первая партия. Вместе с тем, будет ли эта страна, до сих пор не принявшая решение по «Мистралям», продолжать поставлять эту продукцию — большой вопрос.

Автор: Александр Степанов

Stockinfocus.ru