Турция может стать главным потребителем газа России, поэтому будет выбивать максимальные льготы и привилегии

Турция может стать главным потребителем газа России, поэтому будет выбивать максимальные льготы и привилегии Аналитика

Турция направила российской стороне проект соглашения по «Турецкому потоку», но он пока не получен. Ранее обсуждались различные варианты и условия работы по потоку. Обсуждаются и количество нитей, и возможность прокладки, и размер скидки на газ, а также возможность распоряжаться газом на выходе из турецкого хаба и возможность становления Турции трейдером.

«Скорее всего, там будет не две нитки фигурировать, а вообще только одна. На мой взгляд, это наиболее вероятный вариант развития событий, потому что есть несколько противоречий, которые не решены до сих пор», – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Турция может стать главным потребителем газа России, поэтому будет выбивать максимальные льготы и привилегии

Сегодня было сообщение, что турецкая сторона направила вариант соглашения России по «Турецкому потоку». Пока подробностей нигде не сообщается — о том, что фигурирует в соглашении.

Есть два варианта соглашения, о которых шла речь ранее. Первый вариант — это строительство одной, максимум двух ниток потока для нужд внутреннего рынка Турции, плюс, возможно, для снабжения балканских стран и использования Трансбалканского газопровода.

Я не думаю, что в соглашении фигурируют вопросы скидок, потому что скидки должны регулироваться дополнительным соглашением к действующему договору на покупку газа между Газпромом и турецкой компанией.

Есть второй вариант соглашения о полном проекте, включая транзит через Турцию и снабжение уже дальше стран Южной Европы. По этому проекту пока, на мой взгляд, всё обстоит гораздо хуже. И по всей видимости, турецкая сторона всё-таки сейчас отправила свой вариант соглашения именно по первой части «Турецкого потока» без учёта транзита в дальнейшем для стран Южной Европы.

Скорее всего, там будет не две нитки фигурировать, а вообще только одна. На мой взгляд, это наиболее вероятный вариант развития событий, потому что есть несколько противоречий, которые не решены до сих пор.

Во-первых, Турция пока не согласна со своей ролью страны-транзитёра. Они хотели бы, чтобы на территории Турции был в том числе некий газовый хаб, и Турция могла бы газом, проходящим по ее территории, в том числе и распоряжаться.

Тогда она бы выступала уже в роли трейдера — не Газпром бы вёл только транзит, дальше уже продавал газ за пределами Турции, а непосредственно Турция. И они видели этот проект изначально именно так.

Во-вторых, вопрос скидки. Хоть он и был «притянут» турецкой стороной «за уши» к первому вопросу, но фактически всё-таки это отдельный вопрос, который связан с текущими контрактными обязательствами. Но под политическими предлогами они попытались выбить максимум скидки.

Еще одним вопросом, на мой взгляд, остается высокая неопределённость по дальнейшему движению «Турецкого потока» после пересечения греко-турецкой границы. Решения об этом нет. Не появилось ни операционной компании, ни консорциума инвесторов, которые готовы работать и строить дальнейшую структуру.

[quote align=»left»]Эпоха «Газпрома» подходит к концуПочему «Газпром» приостановил «Турецкий поток»?[/quote]Есть на дипломатическом уровне разговор о том, что страны Балканского полуострова и Восточной Европы готовы участвовать, готовы что-то строить. Но всё это на уровне меморандумов — не больше.

Вот сегодня появилась новость, что они готовы подписать очередной меморандум, но меморандумом сыт не будешь, в любом случае подобные операции должны одобряться в том числе институтами Евросоюза. И только тогда они могут считаться жизнеспособными.

Повторюсь – без инвесторов, без понятных инвестиций, без понятной структуры проекта всё это пока остаётся на уровне разговоров и меморандумов.

Поэтому в одну нитку турецкого потока я охотно верю, и здесь действительно может что-то получиться, но, правда, называть это «Турецким потоком» как-то, честно говоря, не очень корректно, потому что он соразмерен тому же самому «Голубому потоку». Скорее это «Голубой поток-2», чем «Турецкий поток». А вот для более масштабного проекта я пока не вижу предпосылок.

Если говорить об отношениях России и Турции в целом, то тут нельзя сказать — теплые они или холодные. Есть некий экономический прагматизм. Собственно, Турция всегда его исповедовала. Нет у нас какой-то особой любви или каких-то противоречий.

Да, есть на политическим уровне определённые непонимания, за последний год было высказано отношение по ряду вопросов — от Крыма до армянского вопроса — но говорить, что это является камнем преткновения для наших экономических отношений, я бы не стал.

image_big_72681

Турки максимально прагматичны, поэтому хотят использовать свой переговорный статус для подобных энергетических проектов по максимуму. Поэтому они и пытаются по максимуму давить и выбивать максимальные льготные условия.

На их месте любая страна сделала бы то же самое, просто турки это делают ещё со свойственной им риторикой, с манерой переговоров — более жёсткой и, как правило, они добиваются здесь успеха.

На дипломатическом уровне, конечно, у России есть успешные дипломаты, которые работают с турецкими коллегами, но тут проблема в том, что мы сами себя загнали в некие сложные рамки, мы отказались по ряду проектов работать, и сами себе навязали «Турецкий поток». Причём, на мой взгляд, это было некое политическое решение без экономической проработки данного направления. А турки за это ухватились, поэтому вот так переговоры и идут.

[quote align=»right»]Газовые «клещи» для КиеваГазовые «клещи» для Киева[/quote]К сожалению, политическая логика превалирует, и поэтому последнее время Газпром делает массу экономически неэффективных решений, и просто колоссальные деньги улетают «в трубу», хотя трубы самой нет.

Если учитывать количество различных вариантов и условий для согласований, то некоторым может показаться, что между Россией и Турцией пробежала кошка. Я считаю, что нет. Если вспомнить, как шли переговоры по «Голубому потоку», как поток реализовывался, то там же такая же была ситуация.

Они «отторговывали» один вопрос, потом давили. Когда был построен проект, они давили на то, чтобы получить скидки больше по этому проекту. Это нормальная практика — они пытаются воспользоваться ситуацией на каждом уровне.

Турция сейчас является вторым покупателем газа для Газпрома после Германии. И есть предпосылки, что страна станет, в конечном итоге, первым рынком. Конечно, турки попытаются использовать свой статус, чтобы давить на Газпром, понимая, что есть ещё определённые политические игры между Россией и Евросоюзом. Они тоже пытаются использовать дивиденды — для них это нормальная экономико-политическая логика.

Автор: Сергей Пикин

Stockinfocus.ru