Никому вы не нужны. Boeing банкротит «Южмаш»

Никому вы не нужны. Boeing банкротит «Южмаш» Аналитика

Американская корпорация Boeing выиграла суд у своих партнеров по проекту Sea Launch — украинскому КБ «Южное» и российской РКК «Энергия». Для украинской компании выполнение решения суда означает неминуемое банкротство. Ни США, ни Россия более не нуждаются в украинских ракетах.

Украинские миллионы для Boeing

Суд Центрального округа Калифорнии в мае удовлетворил иск Boeing к украинскому КБ «Южное» и российской РКК «Энергия» по делу об их совместном предприятии Sea Launch («Морской старт»). Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на годовой отчет авиаконцерна.

Никому вы не нужны. Boeing банкротит «Южмаш»

Через суд Boeing пытается возместить затраты, понесенные при выплате задолженности Sea Launch, которая возникла в ходе процедуры банкротства компании в 2009 году.

«Мы инициировали процедуру по взысканию задолженности и продолжаем считать, что наши партнеры имеют необходимые средства, чтобы погасить задолженность. Мы будем отстаивать свои права, используя все средства судебной защиты. Если нам не удастся получить средства, мы подадим дополнительные иски», — говорится в материалах Boeing.
[quote align=»left»]

Не отдав долг России, Украина подпишет себе смертный приговорНе отдав долг России, Украина подпишет себе смертный приговор

[/quote]
Решение по «Южмашу» еще нужно подтвердить в украинском суде, и Boeing выразил готовность продолжать судебные тяжбы до победного конца. С учетом того сильного влияния, которое имеет США на украинские власти, можно предположить, что эти суды Украина выиграет.

Компания Sea Launch была создана в 1995 году для запуска спутников. Boeing Commercial Satellite Company владела в ней 40%, РКК «Энергия» — 25%, норвежская Aker ASA — 20%, ПО «Южмаш» и КБ «Южное» — 15%.

Неприятности у проекта Sea Launch начались в 2009 году. Тогда из-за международного финансового кризиса не удалось обеспечить необходимую частоту запусков носителей. После пяти стартов в 2008 году в 2009 удалось осуществить только один, после чего последовал двухлетний перерыв.

Boeing в 2009 году оплатил банковскую гарантию Sea Launch в размере $448 млн, а также взял на себя долги соучредителей по партнерским кредитам.  Тогда же американская компания подала в американский суд заявление о защите от кредиторов.

В годовом отчете за 2011 год Boeing сообщал, что дебиторская задолженность Sea Launch составляет $356 млн ($147 млн — банковская гарантия, оплаченная Boeing, и $209 млн — партнерские кредиты). На РКК «Энергия» приходится $223 млн долга, на украинских соучредителей — $44 млн, оставшаяся сумма приходилась на долю норвежской компании, говорилось в отчете.

Космическая программа украинского посла

Посол Украины в США Виктор Чалый 5 июля заявил о том, что Киев и Вашингтон в скором времени начнут совместную космическую программу.

«Планируется запуск совместной ракеты с американцами», — коротко заявил он, добавив, что «благодаря сотрудничеству с США» Украина входит в десятку космических государств мира.

В то же время ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей сообщил, что совсем непонятно, какую ракету Украина и США собираются запустить. По его словам, была ракета «Зенит», которая использовалась на платформе «Морской старт».

«Но это был совместный России, Украины и США проект. Сейчас его судьба неизвестна. Он вроде сейчас накрылся и теперь идет тяжба о разделе и ликвидации. Непонятно, что США и Украина там будут совместно запускать. Будут вместе смотреть, как она взлетает?», — удивился эксперт.
[quote align=»right»]

Сланцевая «зрада»: Украина снова вляпаласьСланцевая «зрада»: Украина снова вляпалась

[/quote]
Он отметил, что Центральное конструкторское бюро «Южный» в Днепропетровске и ПО «Южмаш» раньше выпускали ракеты-носители «Днепр» и «Зенит», которые являются конверсионными версиями советских боевых баллистических ракет PC-20. Однако без российских двигателей они не смогут стартовать.

«Все основные стартовые двигатели производятся на территории России. Двигатели Украина производить не сможет. Она может создавать только маршевые двигатели (основные двигатели ракеты, работающие после отделения всех ступеней и работающие до достижения аппаратом его цели — ред). Их Киев мог бы поставлять американцам. Украина могла бы делать ракетный корпус. Только непонятно, зачем это американцам. У них три-четыре компании, которые производят ракеты», — резюмировал Михаил Александров.

«Днепр» впадает в «Байкал»

ПО «Южмаш» после разрыва экономических связей Украины с российскими заказчиками находится в состоянии близком к банкротству. После того, как президент Украины Петр Порошенко принял решение запретить «Южмашу» сотрудничество с РФ, завод потерял 80% выручки. Компенсировать эту потерю ростом государственных военных заказов, судя по всему, также не удалось.

На предприятии введена неполная рабочая неделя, сотрудники периодически выходят на протесты. Теперь к этим сложностям добавляется иск Boeing, по которому «Южмаш» должен заплатить как минимум $44 млн. При этом, согласно отчету финансовому украинского предприятия за 2015 год, Южмаш понес около 1 млрд грн ($40 млн) убытков за этот период.

Тем временем в начале июля стало известно, что Россия решила полностью отказаться от участия украинских предприятий в запусках ракет. Носитель «Днепр» будет переименован в «Байкал», его будут запускать силами российских компаний.

«Мы видим, что носитель такого класса востребован рынком — у нас портфель заказов на пять пусков, и большой интерес у потенциальных заказчиков», — отмечал генеральный директор компании «Космотранс» Александр Серкин.

Утечка мозгов и крах украинской ракеты

[quote align=»left»]

Рост украинской экономики мерещится только ее могильщикамРост украинской экономики мерещится только ее могильщикам

[/quote]
Многие украинские специалисты, оказавшись невостребованным у себя в стране, нашли работу в России.

«Отношения с Россией разорваны. Тем не менее, украинские специалисты выезжают работать именно в Россию. Они получают там достойную зарплату и продолжают внедрять свои разработки. В России это приветствуют, ведь переезжают специалисты 40-50 лет, получившие знания ещё при Советском Союзе, это золотой фонд науки, можно сказать. Вырастить доктора наук — это очень непростое и долгое дело», — отмечал Скворцов.

Сейчас уход с Украины квалифицированных кадров достиг критического масштаба и ставит под сомнение дальнейшее существование украинской космической отрасли. Судя по бездействию официального Киева, космос Украине и не нужен.

А после судебного иска Boeing к «Южмашу» становится понятно, что украинская космическая промышленность не нужна и Соединенным Штатам. Банкротство украинской космической отрасли выгодно американским корпорациям, которые могут производить ракеты самостоятельно и не нуждаются в конкурентах.

Автор: Василий Темный

Stockinfocus.ru