Почему Россия перенаправляет белорусский транзит?

Почему Россия перенаправляет белорусский транзит? Аналитика

Введение скидки на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России, решение о котором на этой недели приняли в РЖД, является логичным продолжением стратегии Москвы, стремящейся увеличивать использование собственных портовых мощностей и уйти от взаимодействия с ненадежными транзитерами.

Этим решением, как заявили 20 октября опрошенные нами эксперты, Россия убивает сразу двух зайцев, получая как экономические, так и политические выгоды. В экономическом отношении увеличивается прибыльность российских портов и расширяется грузовая инфраструктура РЖД. Политические преимущества также очевидны, поскольку транзит союзного государства перенаправляется из ненадежных с точки зрения партнерства с Россией прибалтийских портов в отечественные гавани.

a474de6ac849e137a05536ae8e8b6

«Данное решение не является импульсивным. Это продолжение традиционной российской стратегии по развитию портовых мощностей для экспорта наших и импортных грузов через территорию России. В последние годы стало актуальной задачей избавление от транзитных посредников, которые могут или уже пытаются обусловить какими-то политическими претензиями работу с российским транзитом. Прибалтийские страны идут через запятую с нынешней Украиной, и желание избавиться от их посреднических услуг совершенно понятно и обосновано», — сказал руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память», специалист по Прибалтике Владимир Симиндей.

По словам эксперта, предоставляя Минску скидку на транзит грузов, России действует в своих интересах. «Интересы России в этом случае носят комплексный характер. Если мы даем скидку, мы должны что-то получить взамен, а получаем мы, с одной стороны, дополнительные мощности для загрузки наших портов, с другой стороны — показываем, что мы не отступаем от стратегической линии по избавлению от излишнего давления ненадежных транзитеров. Ненадежных в том смысле, что они участвуют в различных антироссийских компаниях», — отметил Симиндей.

[quote align=»left»]

Транзитный цугцванг Лукашенко: Прибалтика лишится последнего грузопотока?Транзитный цугцванг Лукашенко: Прибалтика лишится последнего грузопотока?

[/quote]

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что решение предоставить скидку для белорусского транзита с тем, чтобы перенаправить белорусские грузопотоки в сторону российских портов, укладывается в общую логику проводимой Россией политики.

«Мы же давно уже исходим из позиции, что будем загружать в большей степени наши порты. „Транснефть“ приняла решение в ближайшие годы вообще отказаться от транзита нефти через Прибалтику. Я думаю, что решение о скидке для белорусского транзита вполне укладывается в общую логику. Это выгодно и для Белоруссии, и для России, и для РЖД, потому что у них возрастают объемы грузоперевозок, которые также повлияют на доходность компании», — заключил эксперт.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заявил, что речь идет о сознательном курсе России на то, чтобы ограничить использование прибалтийских портов как для экспорта, так и импорта.

«Это давно ожидалось из-за перманентно ухудшавшихся политических отношений между Россией и прибалтийскими странами, что постепенно приводило и к ухудшению отношений в экономике. Можно вспомнить самый известный эпизод, когда Литва ввела правила по закупке газа для своих компаний, обязав их закупать газ с терминала СПГ. Все это на каком-то этапе должно было привести к контрмерам со стороны России. Контрмеры заключаются в снижении использования транзитного потенциала прибалтийских портов. И данное решение — логичное развитие этих процессов», — заявил Митрахович.

На днях стало известно, что «Российские железные дороги» намереваются ввести скидку в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России. До сих пор Белоруссия пользовалась прибалтийскими портами, поскольку это было для нее рентабельнее.

[quote align=»right»]

Катастрофическая ситуация: к вопросу о транзитной «декоммунизации» УкраиныКатастрофическая ситуация: к вопросу о транзитной «декоммунизации» Украины

[/quote]

Скидка, как сообщает «Коммерсант», сделает тариф железных дорог России сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. От этого решения выиграют не только российские порты, но и РЖД, поскольку увеличение перевозок нефтепродуктов в условиях ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы позволит компании привлечь новые доходы.

У этого решения также есть и политические основания из-за особенностей взаимодействия России с прибалтийскими государствами. Ранее президент «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что к 2018 году компания прекратит экспорт нефтепродуктов через порты Вентспилса и Риги.

Источник: EADaily

Stockinfocus.ru