Выборы в Германии принесли победу не только Ангеле Меркель, но и немецким националистам

Выборы в Германии принесли победу не только Ангеле Меркель, но и немецким националистам Аналитика

Результаты прошедших в минувшее воскресенье выборов в Германии неожиданностей не принесли – блок нынешнего канцлера Ангелы Меркель, как и прогнозировали социологи, одержал победу.

Впрочем, без сенсации на этих выборах все же не обошлось. Основная из них – это провал двух ведущих партий и успех ультраправых националистов и евроскептиков.

Выборы в Германии продолжили линию на ослабление и размывание политического центра. Ведущие партии ХДС/ХСС ([Христианские демократы/Христианский социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) потеряли по сравнению с прошлой компанией четверть своих сторонников.

Их результаты сократились до 32,5% и 20% соответственно.

Выборы в Германии принесли победу не только Ангеле Меркель, но и немецким националистам
Выборы в Германии принесли победу не только Ангеле Меркель, но и немецким националистам

Проблемы рядовых немцев, в том числе связанные с падением доходов, нарастают, а две ведущие партии демонстрируют общность взглядов и хорошее настроение. Естественно, люди все это видят и делают выводы.

Самый правый бундестаг с начала 50-х

Наблюдатели отмечают, что столь низких результатов у христианских демократов не было с 1949 года, а у социал-демократов – с 1924-го. Причем обе ведущие партии признали, что это не просто неуспех, а именно исторический провал.

Левой части политического спектра тоже не за что пить шампанское – «Зеленые» и левая партия Die Linke скатились на пятое место, уступив не только националистам, но и либералам. Хотя и остались при прежних, вполне достойных, но статичных результатах, получив 9,5% и 9% голосов соответственно.

Нарастить потенциал не получилось: «зеленые» стали жертвой конфликта между Германией и турецким лидером Реджепом Эрдоганом.

Следует учесть, что немецкие турки – это одна из самых больших общин Германии, и их участие на выборах играет немаловажную роль (как и голоса «русских» немцев). «Зеленые» имели шанс аккумулировать, помимо своих традиционных сторонников, и немецких турок, так что выдвижение ими на пост канцлера Джема Оздемира – левого интеллектуала турецкого происхождения в качестве лидера партии – было рассчитано в том числе и на это.

Но стратегия работала ровно до тех пор, пока Эрдоган не начал пропаганду бойкота немецких выборов турками. Точнее, призвал не голосовать за «Зеленых» (как и за социал-демократов, которых традиционно поддерживали в Турции до известных событий).

Что касается левых из Die Linke, то внутренние партийные расколы и общая невнятность программы не позволили им совершить рывок – хорошо, что сохранили, что имели.

Триумф воли

Но есть и победители. Так, в Бундестаг вернулись с результатом 10% оставшиеся в прошлый раз за его стенами либералы из FDP («свободные демократы»), растерявшие в прошлые годы популярность своей упрямой поддержкой антисоциальной политики, приватизации госсектора и сокращения социальных выплат.

Выборы в ГерманииА главной сенсацией, буквально шокировавшей многих как в самой Германии, так и за ее пределами, стал выход на третье место ультраправых евроскептиков из «Альтернативы для Германии» (AfD) с результатом 13%.

Лидер этой партии Фрауке Петри, мобилизовавшая электорат ксенофобскими листовками со слоганом «Незваный гость хуже татарина» (это дословно и по-русски!) и призывом к высылке из страны мусульман, с большим отрывом выиграла в одномандатном округе, в котором ХДС Ангелы Меркель никогда не получал меньше 50% голосов.

Кроме того, «Альтернатива для Германии» выиграла целых три одномандатных округа в Саксонии: при том, что до этих выборов от Саксонии в Бундестаге сидели только одномандатники из ХДС. Один саксонский округ на этот раз удалось выиграть кандидату от левой партии Die Linke.

Кто за них голосовал?

Как свидетельствуют социологические данные, обнародованные сообществом «Постсоветская Германия» в социальных сетях, основной костяк электората AfD – это, помимо традиционных избирателей, новоактивизированные («русские» немцы, которые до миграционного кризиса 2015 года голосовали либо ногами, либо за Меркель), ну и те же избиратели ХДС (миллион от бывших сторонников ХДС).

У левых из Die Linke тоже наблюдается прирост голосов за счет радикальной части социал-демократов (700 тысяч), однако от социал-демократов больше ушло к «Зеленым» (760 тысяч).

Электорат СДПГ (Социал-демократической партии Германии) тает, как роса на солнце. Больше всего их сторонников (около миллиона) просто бойкотировали волеизьявление (это в первую очередь турки Германии, после известных событий), а остальные ушли к ХДС Меркель (820 тысяч голосов). От «Зеленых» голоса разошлись по всем направлениям равномерно (по 300-350 тысяч в целом). Однако самый важный итог в том, что те, кто пришел к урнам в первый раз, активизировались в пользу ультраправых.

Интересен региональный разрез голосования. Значительное большинство неофитов-избирателей, который в этот раз отдали голоса ультраправым – это жители бывшей ГДР, «осси», многие из которых в прошлые годы симпатизировали кто левым, а кто — НДП (неонацистской Национал-демократической партии). Отсюда и успех ксенофобских лозунгов новых правых.

Почему?

Проведенный недавно в Берлине опрос так называемых «русских немцев» ярко продемонстрировал мотивацию части новых мигрантов из пост-СССР отдавать свои голоса ультраправым. Предвыборные рассуждения звучали как анекдот: «нового немца» спрашивают, почему он недоволен Меркель. Тот отвечает: «А потому, что стоит немцу подраться, то полиции плевать. А вот стоит русскому драку устроить, так полицейские сразу нас арестовывают!»

Затем его спрашивают, мол, а вы за кого будете голосовать, и он отвечает: «За AfD, конечно!» Как будто стоит AfD придти к власти, и дискриминации будет меньше.

В чем-то механизмы мобилизации сторонников у «Альтернативы для Германии» схожи с аналогичными трюками опирающейся на «русскую алию» правопопулистской партии Авигдора Либермана в Израиле.

В целом же выборы показали, что основным противоречием в нынешней Германии, в отличие от многих стран ЕС, является вовсе не экономический кризис. В этом смысле в ФРГ как раз все выглядит благополучно. Бюджет страны выполнен с профицитом. Германия за счет всей остальной Европы (которая, как та же Греция или Румыния, должна немецким банкам как земля колхозу) смогла не только сгладить последствия кризиса, но даже обогатиться.

Так что основная проблема Германии не в кризисе или безработице (она почти самая низкая на Западе), а в растущей социальной несправедливости. И традиционные политики не смогли в этот раз предложить людям рецепт, который бы устраивал улицу.

Что дальше?

Победившая Ангела Меркель уже обьявила о планах создания коалиционного правительства с социал-демократами и либералами. Те, в свою очередь, пока что или молчат или отвергают протянутую им вынужденную «руку дружбы».

В частности, лидер эсдеков Мартин Шульц заявил, что исключает возможность коалиции с партией Меркель, и объявил, что социал-демократы уходят в оппозицию для борьбы с будущим правительством.

Эти слова Шульца стали самым громким политическим поствыборным спичем последних дней.

А в стане националистов AfD меж тем назревает раскол. Уже упоминавшаяся выше одна из сопредседательниц этой партии, Фрауке Петри, объявила о том, что не будет состоять во фракции АfD.

Она раскритиковала стремление остальных сопредседателей к «громким и безответственным заявлениям» (имеются в виду слова ее партайгеноссе Гауланда о начале «охоты» на правительство), а также критиковала заявления Гауланда и Мойтена о том, что якобы в AfD нет расистов («…члены AfD высказываются за пределами нашей программы»).

Она подразумевает, что теперь эта партия должна была бы не «лгать избирателю», а выстраивать традиционную «консервативную политику» – а вместо этого в партии видна «анархия». Заявив об этом, как пишут немецкие СМИ, фрау Петри демонстративно покинула партийную конференцию.

Остается два варианта. Первый: весьма шаткое коалиционное правительство ХДС, «Зеленых» и либералов из FDP ( именуемых по партийному цвету «Желтыми»). Такой расклад немецкие СМИ уже называют «ямайским флагом». Второй: маловероятный союз ХДС, либералов и националистов из AfD. То есть, самое правое правительство за всю историю послевоенной Германии.

Но и тут не ладится: «Зеленые» требуют, чтобы либералы из FDP не мешали их социальной программе, а те, в свою очередь, вообще от понятия «социальная справедливость» морщат носы.

Иными словами, «Зеленые» пытаются заменить социал-демократов в качестве стабилизатора в социально-экономической политике ХДС и либералов. Лидер «Зеленых» Джем Оздемир уже заявил, что без их социальной и экологической программы они в коалицию не пойдут.

По данным агентства ARD, лишь 38% «Зеленых» вообще поддерживают подобную перспективу, 42% – либералов из FDP, 31% из ХДС. Т.е., большинство сторонников самих этих трех партий не хотят видеть подобную коалицию «несовместимостей».

Отражение поражения

Отдельная тема – что с этого всего будет иметь Российская Федерация. Выборы в ФРГ стали, похоже, очередным (четвертым по счету) серьезным провалом внешнеполитической стратегии Москвы, рассчитывавшей на изменение внутриполитической расстановки сил в ведущих странах ЕС в свою пользу. Этого не произошло.

Сначала в Австрии кандидат от «Зеленых» добился повторных выборов и обыграл на них условно пророссийского кандидата от Партии Свободы. Затем в Нидерландах правящая условно антироссийская либеральная команда сумела удержаться у власти – несмотря на то, что опросы перед выборами показывали падение ее популярности.

Затем во Франции с треском проиграла Марин Ле Пен, на успех которой Москва рассчитывала более чем всерьез, если вспомнить, какими комплиментами ее награждали отечественные эксперты и какие авансы по Крыму давала она сама в предвыборных интервью.

Однако Ле Пен, хотя и вышла во второй тур, проиграла центристу Эммануэлю Макрону, который в отношении РФ занимает позицию, близкую к его предшественнику-социалисту Франсуа Олланду. Теперь вот Германия.

Не секрет, что для России был бы предпочтительнее эсдек Мартин Шульц. Однако выиграла Меркель, известная своей жесткой антироссийской риторикой.

А 96 ультраправых штыков AfD в Бундестаге хотя и способны, при желании, попортить фрау канцлерин немало нервов по вопросам внутриполитической повестки, вряд ли смогут хоть сколь-нибудь серьезно повлиять на внешнеполитический курс ФРГ, которую острячки-политкомментаторы уже в шутку предлагают именовать «Четвертым Рейхом».

Автор: Лидия Григорьева

Stockinfocus.ru