На воду спущена подлодка, которой вообще могло не быть

На воду спущена подлодка, которой вообще могло не быть Милитари

В России спущен на воду четвёртый стратегический ракетоносец типа «Борей» — главная ударная сила на море в стратегическом противоборстве с США.

Подводный крейсер, способный одним залпом опустить США в каменный век, спущен на воду из эллинга «Севмаша».

Атомарина проекта 955А под именем «Князь Владимир», заложенная в 2012 году, должна быть введена в состав Военно-морского флота России в будущем году, после того как пройдёт заводские и государственные испытания.

На воду спущена подлодка, которой вообще могло не быть
На воду спущена подлодка, которой вообще могло не быть

Это будет первая атомная подлодка модернизированного проекта, что и обозначено литерой «А». Одновременно начаты работы по дальнейшей модернизации и последующей постройки подводных крейсеров проекта «Борей-Б».

Великая держава сохраняла себя в таких проектах

«Создание и строительство серии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-А», а затем и создание подводных лодок проекта «Борей-Б» с последующим строительством атомных подводных крейсеров пятого поколения обосновано положениями морской доктрины России и направлено на выполнение задачи поддержания на высоком уровне оснащенности группировок стратегических подлодок на Тихоокеанском и Северном флотах», — заявил главком ВМФ адмирал Владимир Королев, обозначая стратегическое направление развития подводной составляющей флота России.

Три подлодки проекта уже переданы флоту. Что они собою представляют?

Они предназначены стать новой основой морской составляющей стратегических ядерных сил России. Они должны заменить в этой роли хорошие, но постепенно устаревающие лодки проекта 667 – типов «Кальмар» на Тихоокеанском флоте и «Дельфин» на Северном.

Впрочем, и проект «Борей» тоже не назовёшь сверхновым: проектные изыскания по двум вариантам подводного крейсера 4-го поколения были начаты в ЦКБ «Рубин» ещё в 1985 году.

В стране тем временем началась перестройка, очень быстро переименованная в народе в «катастройку», далее последовали путчи и реформы с негласным, но очень быстрым забегом наперегонки правящих элит к американской кормушке.

А США, разумеется, никак не улыбалось видеть и осознавать, что поверженный геополитический соперник будет подниматься, опираясь на вполне реальный костыль. Атомная подлодка – в силу своей сложности, в силу сложности производства и эксплуатации, широкой вовлечённости в её строительство смежных производств – таким костылём и была.

Впрочем, как атомная область экономики и науки, как сам флот, как армия, как весь оборонно-промышленный комплекс. Это всё – сферы деятельности настолько сложные и комплексно функционирующие, что отключить их в одночасье не получается. Без риска катастрофы и обрушения экономики вообще.

Поэтому жутким и даже где-то издевательским оскалом упрямо сохраняющей себя в высокотехнологичных сферах производства великой державы стало участие одного из главных её разрушителей, Анатолия Чубайса, в закладке на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1996 году первого крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий». Вторым главным участником церемонии был тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков.

Разумеется, усилия по блокированию строительства крейсера, предназначенного для нанесения убийственного ядерного удара по США, не ограничивались работой компрадорских элит на создание экономических трудностей, системных кризисов и общую деградацию российского государства и экономики. Мощное давление шло и на сам завод «Севмаш».

От тогдашнего генерального директора Давида Пашаева требовали отказаться от тех или иных проектов, провести масштабные сокращения персонала, задерживали выплату зарплаты. Дошло до того, что заводское руководство ввело карточное распределение продуктов питания среди работников, организовало бесплатные обеды в заводских столовых.

Так и выстояли в самые мрачные годы, сохранили и производство, и, главное, незаменимые по своей квалификации кадры.

На воду спущена подлодка, которой вообще могло не быть
На воду спущена подлодка, которой вообще могло не быть

«Планы по созданию подводных лодок четвёртого поколения были приняты в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, однако в связи с развалом СССР и за отсутствием финансирования реализация этих планов растянулась на десятилетия.

Сегодня, когда руководство страны пришло к пониманию того, что государственные интересы надо защищать силой, а не только игрой в демократию, и что военная промышленность в разумных пределах способствует прогрессу и обогащает, а не разоряет государство, появилась надежда на создание флота, без которого не может быть российской государственности», – комментировал позже ту ситуацию генеральный конструктор «Бореев» Сергей Ковалев.

Флот и страна становятся сильнее на четверть Америки

С другой стороны, Америку и её выкормышей в тогдашнем российском истеблишменте можно было понять. Ведь нынешний спуск на воду «Князя Владимира» и скорый ввод этого крейсера в состав флота означает для США прямую и, главное, неотвратимую угрозу мгновенно сократиться на четверть.

Именно столько Америки способны уничтожить 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава» своими 6 на каждую боевыми блоками «ёмкостью» в 150 килотонн. При этом блоки – гиперзвуковые, индивидуального наведения, преодолевают любую современную ПРО.

А теперь помножьте это на восемь таких же крейсеров, которые по очереди заступают на боевое дежурство с 2004 года, когда был достроен «Юрий Долгорукий»…

Забавно, что самим фактом своего существования синтез «Борей – Булава» обнуляет все длившиеся десятилетиями и предельно дорогостоящие попытки США выстроить что-то вроде «подводного вала» на входе в Атлантику наших подлодок.

Речь, конечно, не идёт о крепостях и бастионах на дне океана, — но эшелонированная система слежения и оповещения за нашими кораблями действительно протянута от Гренландии до Британии. И миновать её втайне от противника довольно тяжело.

Зато в Северном Ледовитом океане для нас преград нет. Разве что лёд. Он – да, мешал. Лодки прежних типов могли подобраться подо льдом к самым берегам Северной Америки.

Но для запуска ракет нужно было лёд взломать, всплыть, и уже тогда готовиться к пуску. А это демаскирует позицию, даёт противнику возможность отреагировать. Зато «Борей» оснащён системой подрыва льда из-под воды, после чего мгновенно следует старт ракет.

Как говорил с некоторой долей шутки в шутке вице-премьер, курирующий оборонку, Дмитрий Рогозин, «эта лодка является главным борцом за мир». «Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась.

В каком бы океане ни пытались нас обложить, «Борей» прорвет эту оборону. Когда мы сформируем полный состав «Бореев» и «Ясеней», мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации», — заявил он.

Лодки проекта «Ясень» – многоцелевые с функцией охотника за подлодками противника. Это достаточно новое изделие, прелесть которого для США, однако, заключается в том, что ему на пятки наступает многоцелевая субмарина проекта «Хаски».

Это примерно та же ситуация, что и с «Бореями-Б», догоняющими «Бореи-А», догоняющие «Бореи» просто. И по срокам то же самое: научно-исследовательская работа по этому проекту должна быть закончена уже в будущем году.

Одно отличие, правда, есть. Нет, два! Во-первых, «Хаски» вдвое тише «Ясеня» благодаря водомётным двигателям вместо винтов. Во-вторых, она одновременно может выполнять и функции многоцелевого ударного охотника, и функции стратегического ракетоносца.

Ну и цифры тоже впечатляют: длина «Князя Владимира» — 170 м, ширина — 13,5 м, надводное водоизмещение — 14 720 тонн, подводное — 24 000 тонн. Это практически водоизмещение тяжёлого нашего крейсера «Пётр Великий». Скорость под водой – до 29 узлов, максимальная глубина погружения до 400 м, автономность плавания — 90 суток.

Безопасность экипажа тоже продумана: на случай аварийной ситуации есть отсек, куда поместится для спасения весь экипаж в штатные 107 человек.

Что же, теперь остаётся дождаться 2018 года, когда можно будет выдохнуть и пожелать «Князю Владимиру» семь футов под килем.

Автор: Александр Цыганов

Stockinfocus.ru