Новый «летающий радар» появился у России

Новый "летающий радар" появился у России Милитари

В России испытан в полёте комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100.

Как и обещали военным конструкторы, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ или просто ДРЛО) А-100 совершил свой первый полет в 2017 году. Хоть и под самый конец года, но уложились до завершения ноября.

Во время испытаний проверялись аэродинамические характеристики машины, работа авионики и уникального радиотехнического комплекса, из-за которого подобные самолёты с большим грибом на спине называют «летающими радарами».

Новый "летающий радар" появился у России
Новый «летающий радар» появился у России

Благодаря новейшему многопозиционному радару с двумя фазированными решетками А-100 может обнаруживать самолёты противника на расстоянии до 600 километров, корабли – до 400 километров.

Почему-то разработчики из концерна «Вега», создающие такое оборудование, с удовольствием подчёркивают, что цели будут определяться в трёхмерном пространстве. Ну а затем «летающий радар» наводит на них истребители и ударную авиацию.

Прежде – точнее говоря, и сегодня ещё — эту роль исполняют самолёты А-50 и А-50У, созданные на базе известного Ил-76. «Сотый», разработанный на базе Ил-76МД-90А, начнёт их заменять, как ожидается, с 2020 года.

От добра добра ищут

По словам министра обороны Сергей Шойгу, разработка этого комплекса обусловлена появлением «новых классов целей», в том числе самолётов оперативно-тактической авиации нового поколения.

Прежние машины были хороши и свою полезность доказали в том числе и в Сирии, но в условиях современной высокотехнологичной войны небо заполняют новые средства воздушно-космического нападения.

Например, самолёты, сделанные по технологии стелс, крылатые ракеты, разведывательные и ударные беспилотники.

В этих условиях становится крайне полезным занятием «высоко сидеть и далеко глядеть». То есть подвесить в небе мощные системы слежения и управления, которые будут оперативно вылавливать своими радарами цели, извещать о них командование и эффективно наводить на них средства перехвата и уничтожения. То есть свои самолёты и ракеты, проще говоря.

Россия, если вспомнить историю, в этой области довольно долго чесалась, а потому отстала от американского противника, который пользу от дальнего радиолокационного обнаружения и управления, осознал ещё во Второй мировой войне.

А настоящую цену им увидел в Корее, где русские пилоты устраивали американцам «чёрные» вторники, четверги и прочие кровавые бани, выходя четырьмя десятками машин против 200 у врага и сбивая «Сверхкрепости» дюжинами за одну атаку.

Впрочем, справедливости ради надо указать, что первыми самолёт дальнего радиолокационного обнаружения создали британцы, оборудовав ещё в 1941 году радаром и мощными средствами связи бомбардировщик «Веллингтон».

А американцы подняли свой первый самолёт ДРЛО в 1944 году. Но строго говоря, это был вполне обычный «Эвенджер», в который впихнули больше тонны всякого оборудования, сняв всё бронирование и вооружение.

По-настоящему специализированные самолёты ДРЛОиУ Е-121 появились именно в 1960-х годах.

Широко же известные ныне американские машины Е-3 «Сентри» (Sentry — Часовой) взлетели в 1973 году. Именно их часто именуют АВАКС.

В России же всё шло традиционно: идея поставить радиолокационную станцию на самолёт возникла в 1931 году, а первые опыты на этот счёт провели в 1934 году.

Потом традиционно же стали интриговать за и против, с переключением проигравших на работу с тачкой. От какового увлекательного занятия очнулись только после массированного нападения фашистской авиации 22 июня 1941 года.

Но в силу избранных приоритетов, а также особенностей советской авиационной промышленности, которая строила машины поля боя, а не стратегические бомбардировщики, пошли по пути преимущественного развития наземных РЛС,

Таким образом, первый советский самолёт ДРЛО поднялся в воздух только в 1962 году. Он оказался не без недостатков, и как только промышленность, а также финансы Советского Союза вновь набрали в лёгкие воздух после эпических затрат на освоение и производство ракет и ядерного оружия, конструкторы взялись за создание полноценного аппарата.

Таким и стал А-50 на базе военно-транспортного самолёта Ил-76. Его первый полёт состоялся в 1978 году.

От добра добра нужно искать постоянно

Одним из самых известных применений А-50 в боевых условиях стала «пятидневная война» или «война 8-8-8», когда России пришлось принуждать к миру зарвавшуюся Грузию.

Однако об особенных успехах его не сообщалось, а относительно высокие потери российских ВВС – 3 Су-25 и аж целый ТУ-22М3 – говорят о не слишком сильной координации действий русской авиации в воздухе.

Хотя это вряд ли зависело от самолёта ДРЛОиУ, ибо недостаток организованности отмечали потом при разборе боевых действий по всем участвующим родам войск.

Но время в любом случае шло вперёд, построенные ещё при СССР А-50 старели, потому ещё до «войны трёх восьмёрок» было принято решение создать авиационный комплекс ДРЛОиУ не просто новый, но – нового поколения. Им и стал А-100, получивший имя «Премьер».

Требования военных к нему были повышенными: возможность работы в скрытых режимах, добротные средства радиоэлектронной борьбы и противодействия, хорошая защищённость, повышенные разведывательные возможности.

Что точно удалось сделать, пока достоверно не известно – секретность есть секретность. Но из некоторых отзывов можно заключить, что военные очень рады размещению на А-100 двухдиапазонной РЛС.

На наземных комплексах ПВО/ПРО это стало уже привычным оборудованием, но на авиационном оно установлено впервые. Между тем, такая РЛС издевательски использует эпическую глупость американских создателей технологии «стелс», которые много лет с упоением били себя пяткой в грудь, гордясь, что их самолёты почти не видны в сантиметровом диапазоне.

Ну, хорошо, пожимали плечами русские ПВОшники, зато у нас много радаров метрового диапазона. От которых спрятать цель, сравнимую с длиной волны, невозможно в принципе.

Правда, с таким радаром не больно-то прицелишься – ну, так природа отпустила нам ещё один диапазон – дециметровый. А в двухдиапазонной РЛС сантиметровые и дециметровые отражённые сигналы анализируются на сочетание и наложение, в результате чего электроника даёт достаточно чёткую комплексную сигнатуру якобы «невидимок».

Кроме такой РЛС на А-100, как говорят, стоят средства пассивного обнаружения объектов, пассивные и активные фазированные антенные решётки, мощные средства РЭБ и многое ещё, о чём сказать нельзя.

Военные искренне называют этот комплекс «прорывной» и «революционной» работой, «которая будет определять облик авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы».

Автор: Александр Цыганов

Stockinfocus.ru