«Призрак» не нужен. Почему Минобороны отказывается от «ядерного поезда»?

"Призрак" не нужен. Почему Минобороны отказывается от "ядерного поезда"? Милитари

Вчера СМИ со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщили, что работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» временно приостановлены.

Причём отмечается, что опытно-конструкторские работы были завершены, а ракетный комплекс может встать на рельсы в случае необходимости.

В Минобороны никак не прокомментировали эту информацию. Новость удивила военных экспертов и не только их.

"Призрак" не нужен. Почему Минобороны отказывается от "ядерного поезда"?
«Призрак» не нужен. Почему Минобороны отказывается от «ядерного поезда»?

Что такое «Баргузин»

«Баргузин» представляет собой обычный состав, внешне неотличимый от обычного товарного поезда. В его вагонах устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая.

Кроме того, «на борту» размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав.

В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. В случае приказа о боевом применении поезд останавливается и готовится начать атаку.

Створки на крышах трёх вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Затем в сторону цели миномётным стартом вылетают три ракеты.

У «Баргузина» был предшественник — советский БЖРК с ракетой «Молодец». К 1991 году у России были три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками.

Благодаря маскировке и автономности «поезд-призрак» был неуловим для спутников-шпионов.

Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все «Молодцы» были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов.

О реанимации проекта по созданию БЖРК было заявлено в декабре 2013 года. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту «Баргузин».

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Молодец", представленный на уличной экспозиции Музея российских железных дорог, открывшегося в Санкт-Петербурге. Фото: © РИА Новости / Алексей Даничев
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Молодец», представленный на уличной экспозиции Музея российских железных дорог, открывшегося в Санкт-Петербурге. Фото: © РИА Новости / Алексей Даничев

«Баргузин» планировали разработать до 2018 года. Ранее командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что новый БЖРК будет значительно превосходить советского предшественника по точности, дальности полёта ракет и другим характеристикам.

По задумке военных, введя в строй «Баргузин», Россия получала триаду — то есть комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.

Почти готов?

В ноябре прошлого года консультант командующего РВСН генерал-полковник Виктор Есин заявил, что бросковые испытания ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» прошли успешно. Пробный запуск ракеты состоялся в начале ноября на космодроме «Плесецк» под Архангельском.

«Результат, как говорят, приемлемый — то есть задачи, которые ставились перед испытанием, были решены. Ракета подтвердила способность стартовать с железнодорожной платформы», — рассказал Есин. Речь идёт о ракете типа РС24 «Ярс».

Впрочем, уже тогда представители Минобороны не утверждали конкретных сроков введения в строй «поездов-призраков».

[youtube height=»340″ width=»580″]https://www.youtube.com/watch?v=5OPi7ulFNXU[/youtube]

 

«Развитие железнодорожного комплекса зависит от целой совокупности факторов. Тут должны быть учтены и другие компоненты «ядерной триады». Всё это и будет увязано в новой госпрограмме, которая начнёт действовать с 2018 года.

Так что сейчас сказать что-либо однозначное было бы преждевременным», — заявлял Есин.

Испуганное НАТО

Любая новость про «Баргузины» вызывает на Западе шквал критики. И их боязнь объяснима: при размещении ракет на поездах очень сложно отследить перемещение подобных составов.

Сверху вагоны вообще идентичны обычным, к тому же они в любой момент могут поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным.

Так почему же тогда решили отказаться от столь грозного оружия?

Разберём несколько версий.

Первая — дезинформация противника. Да-да. Старый добрый приём. Пусть западные военные думают, что мы правда решили отказаться от поездов с ракетами.

Вторая версия — действительно отказались. И здесь может быть несколько объяснений. У ведущих разработчиков ракетных комплексов нет однозначной позиции относительно эффективности «Баргузинов», и в Генштабе есть как противники, так и сторонники данного вида вооружений.

Не исключено, что при формировании госпрограммы статья расходов на поезда-призраки просто исчезла. Тем более что и раньше создание БЖРК не было приоритетной задачей для армии.

Так, в декабре 2015 года источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию «Баргузина» перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 года.

Против «Баргузинов» выступили РЖД. Сначала железнодорожники, по слухам, были крайне недовольны ускоренным износом железнодорожных путей, по которым должен был передвигаться»Баргузин». Из-за тяжёлых ракет весом в 105 тонн для их размещения требовалось усиливать колёсные пары.

Но в новых БЖРК тяжёлые ракеты использовать не планировалось — там должны были разместить лёгкие ракеты РС-24.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна, в случае если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК.

Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжёлых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более лёгкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Но, как рассказывают, железнодорожники по-прежнему были не в восторге от необходимости встраивать в систему перевозок ещё и поезда с ядерными боеголовками.

БЖРК должен был стать самым сильным аргументом, главным нашим козырем в споре с американцами по поводу целесообразности развёртывания глобальной системы ПРО.

«Поезд-призрак» мог встать где угодно, где есть шпалы и рельсы, повернуть в любую сторону и даже использоваться в тот момент, когда потенциальный противник атаковал.

Теперь его может постигнуть судьба «Молодца». Но это не точно.

Автор: Виталий Копытин

Stockinfocus.ru