США объявили войну исламскому миру

США объявили войну исламскому миру Аналитика

Своим объявлением о признании Иерусалима столицей Израиля президент США вызвал долговременное напряжение в отношениях с исламским миром.

Президент США Дональд Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля. Он дал указание Госдепу начать подготовку к переносу посольства в этот город, который палестинцы, арабы и весь исламский мир считают своим священным городом.

Первая реакция исламского мира оказалась ожидаемой

«Мы убеждены, что в нынешних обстоятельствах все исламские страны должны едино и единодушно предпринять серьезный шаг против этого незаконного, провокационного и весьма опасного действия США», — заявил президент Ирана Хасан Роухани, говоря об американском признании Иерусалима столицей Израиля.

США объявили войну исламскому миру
США объявили войну исламскому миру

В этом заявлении важно, по мнению экспертов, не то, что сказано, — ибо сказанное было ожидаемо, — но кем сказано. Иран давно рассматривает себя в качестве духовного лидера мусульман, несмотря на то, что исповедует шиитский толк ислама.

Шиизм же является верой меньшей части мусульманского мира и находится в состоянии упорной многовековой борьбы с суннизмом, который исповедует большинство мусульман.

Центрами же суннизма исторически оказались две другие страны – Турция и Саудовская Аравия. Точнее, Турция сегодня пытается восстановить этот статус после крушения Османской империи, а Саудовская Аравия сама себя таким центром провозгласила по факту того, что после развала империи главные святыни ислама оказались на её территории.

И вот теперь, после заявления Трампа, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не просто словесно осудил решение США, но и созывает в Стамбуле встречу Организации исламского сотрудничества, чтобы такое же осуждение стало общемусульманским.

По сути, Эрдоган взялся за то, чтобы поднять весь мусульманский мир против США и Израиля. И таким образом, эрдогановская Турция по факту ставит себя в центр консолидации ислама против США и Израиля.

Примечательно, что второй «гарант», Саудовская Аравия, ограничился при этом крайне сдержанным заявлением на уровне королевского суда. Там сказано лишь, что решение Трампа «несправедливо и безответственно», и что оно является «большим шагом назад в сфере усилий, прилагаемых для активизации мирного процесса».

В общем, второй центр исламского мира нельзя назвать сильно обеспокоенным решением Трампа, которое открывает ортодоксальному иудаизму дорогу к строительству Третьего Храма.

А между тем именно Саудовская Аравия заявляла себя непримиримым противником шиитского Ирана и в религиозном, и в политическом смысле. Таким образом, рассуждают некоторые специалисты по региону, Эр-Рияд сам исключил себя из числа лидеров исламского мира.

По сути, саудитам осталась роль технического держателя святынь, но не религиозного центра.И, разумеется, по мнению аналитиков, Саудовская Аравия, заинтересованная в возвращении в свою пользу баланса в регионе, который, по её мнению, был нарушен Ираном, эту политическую роль сама для себя обрушила.

И неизвестно, поможет ли восстановить её союз с США, купленный ценой отказа от защиты Иерусалима как святыни ислама.

Израиль, Палестина и сближение Ирана и Турции

Так же ожидаемы оказались комментарии экспертов на тему, что Трамп сделал своё заявление под воздействием произраильского лобби в США. Оно всегда существовало, но сегодня у него появились блестящие возможности проводить свои решения в жизнь, пользуясь, по выражению одного из комментаторов, «вопиющим политическим непрофессионализмом» Трампа.

Но на пользу ли Израилю такой шаг?

На первый взгляд, да: формально он, ни к чему не причастный, получает мощное политическое признание аннексии Иерусалима, которая, конечно, по факту и так существовала, но всё же на практике ограничивалась известными условиями мирного сожительства с палестинцами в Восточном Иерусалиме.

Но на второй взгляд всё оказывается сложнее. Израиль находился до сих в негласном, но от этого не менее эффективном союзе с Саудовского Аравией. Нацеленном против Ирана, конечно, но дававшем действенные гарантии безопасности Израилю от исламистского терроризма. А что будет теперь?

Ведь саудовцы обладали довольно значительным влиянием на Палестинскую автономию, на её лидеров. Ходили даже довольно уверенные слухи, что они не раз пытались склонить палестинских лидеров к большей уступчивости в отношениях с Израилем.

Теперь же получается, что этот вариант если не полностью отрезан, то сильно подорван вполне ожидавшимся возмущением мусульман – а палестинцев в первую очередь. И теперь, по мнению экспертов, более умеренное крыло палестинцев ФАТХ будет ослаблено, а народные настроения ещё больше качнутся в пользу более экстремистской партии ХАМАС.

А где ХАМАС – там и «Хизбалла».

Зависимость тут не прямая, конечно, а часто даже обратная (дрались между собою, что уж там), но она есть. Обе организации – радикальные, обе считают государство Израиль главным врагом мусульман, обе стремятся его уничтожить. А что одни сунниты, а другие шииты – ну… бывает.

Ведь и сближения Турции с Ираном, которых разделяют не только религиозные, но и геополитические позиции, никто не ожидал. А оно – вот, существует. И, судя по первой реакции обоих государств на заявление Трампа, будет становиться ещё сильнее – и на почве защиты мусульманских святынь от Израиля.

Подобное же сближение ХАМАСа и «Хизбаллы» (кстати, 4 года назад помирившихся) явно может доставить Израилю немало горьких минут, предполагают эксперты. Во всяком случае, наблюдатели зафиксировали заявление ХАМАСа, что «теперь евреи и американцы пожалеют, так как открыли врата в ад». На 9 декабря назначен «День Гнева». И ничто не гарантирует, что он не перерастёт в очередную интифаду, а та – в войну…

Так что, грозит война?

Ведь и из-за меньших поводов начинались войны на Ближнем Востоке. А тут и вовсе: вот они, напрямую задеваются не только политические, но и религиозные интересы палестинцев…

«Действительно, это решение Трампа не является самым, так скажем, продуманным за последнее время, и оно, конечно, обострит ситуацию на Ближнем Востоке, — одновременно и соглашается, и возражает один из ведущих российских ориенталистов, старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. — Но что касается войны…

Нет, не думаю, что она возможна из-за решения Трампа. Потому что всё-таки и страны региона, и в целом мусульманский мир не способны, да и не имеют желания начинать военный конфликт. И потом, с кем война должна быть, с Израилем или с Соединёнными Штатами? Нет, это, конечно, невозможно».

Но вот протестные действия, конечно, будут, уверен учёный, и со стороны арабской улицы, и политические и дипломатические демарши. «Особенно это будет проявляться на арабской улице, — предрекает профессор Долгов. — В том числе и в европейских странах. Возможно, это подтолкнет и к каким-то действиям террористического характера… Это тоже нельзя исключать».

А не сплотит ли это решение США мусульманские страны, хотя бы из-за той обиды, которую оно нанесло исламу?

«Да, вот это возможно, — считает Борис Долгов. — Какое-то сплочение исламского мира возможно. Особенно в связи с заявлением президента Сирии, который совершенно правильно, на мой взгляд, сказал, что такие решения, касающиеся судьбы Иерусалима, судьбы Палестинского государства, которое тоже претендовало на то, чтобы Иерусалим был его столицей, выносятся историей, а не отдельными странами.

Так что, да, это решение Трампа – оно может в какой-то степени сплотить мусульманский мир».

Но только в какой-то степени, подчеркнул исследователь. Потому что разногласия в мусульманском мире очень серьезные. И его как единого целого, в общем, не существует: слишком разные интересы — экономические, политические и другие…

Автор: Александр Цыганов

Stockinfocus.ru