Айфонгейт: ошибка или спецоперация

Айфонгейт: ошибка или спецоперация Аналитика

Скандал с корпорацией Apple, которую уличили в использовании недокументированной функции замедления работы процессора смартфона iPhone при износе его аккумулятора, вызывает ряд вопросов, выходящих за рамки просто обмана пользователей.

Если сопоставить «iPhone-гейт» с другими событиями на американском рынке телекоммуникаций, складывается впечатление, что шум вокруг тормозящих iPhone призван прикрыть куда более угрожающие особенности продукции Apple.

И если так, то для России это еще один сигнал о телекоммуникационной уязвимости страны.

Айфонгейт: ошибка или спецоперация
Айфонгейт: ошибка или спецоперация

Компания Apple, не уведомив пользователей, встроила в новые версии операционной системы iOS для мобильных устройств функцию автоматического уменьшения тактовой частоты процессора устройства по мере износа аккумулятора и снижения его емкости. В результате становится меньше быстродействие гаджета.

Это касается, в первую очередь, смартфонов iPhone 6 и 7 всех модификаций. Если же в устройство установить новый аккумулятор, быстродействие смартфона так же автоматически восстанавливается.

После того, как эта информация стала публично известной, разоблачительный скандал не утихает почти месяц, и к нему ежедневно добавляются все новые детали: то потребители разных стран, включая Россию, готовятся подавать судебные иски к Apple о возмещении ущерба, то власти оной или другой страны просят Apple объяснить ее поступок.

Даже в Конгрессе США предложено рассмотреть вопрос о тормозящих смартфонах. Словом, получается настоящий Айфонгейт, проводя аналогию с Уотергейтским делом по разоблачению прослушивания телефонов политических конкурентов сотрудниками избирательного штаба президента США Ричарда Никсона, которое в итоге привело к его импичменту.

Тем временем практически сразу после того, как некий энтузиаст обнаружил эффект замедления iPhone и опубликовал свое открытие в Интернете, Apple признала этот факт и объяснила свои мотивы.

По информации компании, автоматическое снижение быстродействия процессора направлено на сохранение возможности смартфона осуществлять его основные функции при уменьшении емкости изношенного аккумулятора.

Объяснение более чем удовлетворительное: на самом деле, процессоры современных смартфонов, включая iPhone, отличаются крайне высоким энергопотреблением. Поэтому аккумуляторы быстро изнашиваются — пользователи iPhone давно прекрасно осведомлены о том, что при интенсивном использовании гаджета аккумулятор нужно менять не позднее, чем через два года, а при использовании со средней интенсивностью это придется сделать года через три-четыре.

Причем попытки работать со старым аккумулятором приводят к тому, что после полной его зарядки емкости хватает лишь на час-другой даже если никаких операций с помощью устройства не осуществлять. А при попытке позвонить старый аккумулятор разряжается через несколько минут.

Другими словами, iPhone с изношенным аккумулятором практически не работоспособен. И тут уж не до быстродействия, если аппарат просто не работает. А вот если по мере износа батареи постепенно снижать быстродействие процессора, он будет соответственно потреблять меньше энергии.

Вследствие этого и сам аккумулятор будет изнашиваться медленнее, и смартфон вполне можно использовать для звонков, интернет-серфинга, работы с электронной почтой, хотя смотреть фильмы будет не так комфортно.

В общем, по сути получился поучительный пример того, что пользователя обманывать нехорошо, даже с лучшими побуждениями. Если бы Apple просто заранее объявила о появление такой функции, вполне возможно, это новшество было бы воспринято как очередное проявление корпоративного гения «яблочных» технологов. Во всяком случае, история, конечно, любопытная.

Однако с точки зрения государственного реагирования в США заслуживает внимания максимум на уровне органа защиты прав потребителей в лице Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission, FTC). Ну и возможно аналогичных органов в других странах. Однако скандал, старательно подогреваемый СМИ во всем мире, вышел, как сказано, на уровень Конгресса США и властных структур в других странах, а также в Евросоюзе.

Обнаружение дефектов в тормозных системах различных марок автомобилей, что напрямую угрожает жизни тысяч людей, вызывает обычно куда меньший информационный ажиотаж.

Невольно возникает вопрос: почему так получилось с в общем безобидной оплошностью Apple, и случайна ли вся эта история, случайно раскрытая любителями электроники?

Сопоставление хронологии развития Айфонгейта с хронологией других событий на американском телекоммуникационном рынке приводит к интересным выводам.

Информация о замедлении продукции Apple появилась около 20 декабря прошедшего, а уже 21 декабря компания распространила свои объяснения.

Буквально через несколько дней, когда скандал вокруг этого «страшного» события как следует разгорелся и привлек к себе широкое внимание, стало известно, что Постоянный комитет Палаты представителей США по разведке (HPSCI) и аналогичный комитет Сената направили в Федеральную комиссию по связи США (FCC) США информацию о том, что смартфоны китайского производителя Huawei при использовании в сетях американских операторов сотовой связи представляют угрозу национальной безопасности страны.

Основанием для такого утверждения стало то, что эти устройства генерируют неконтролируемый пользователем смартфона трафик передачи данных, которые, по мнению комитетов, может передаваться китайским спецслужбам.

На основании этой информации в январе 2018 года американский конгрессмен Майком Конэуэй (Mike Conaway) предложил законопроект о запрете применения смартфонов Huawei и другого китайского производителя — ZTE — государственными структурами США.

Закон пока не принят и, вроде бы, не касается применения китайских гаджетов частными пользователями. Однако, крупнейшие американские сотовые операторы AT&T и Verizon отказались от сделки по продаже смартфонов Huawei своим абонентам, о которой предполагалось объявить в январе 2018 года.

Казалось бы, причем здесь Apple?

Не будь скандала с торможением, блокирование китайских гаджетов на рынке США стало бы громким информационным поводом.

Мало того, оно бы непременно вызвало бы вопросы: а нет ли и у одного из их основных конкурентов — iPhone — способности передавать некий не инициированный пользователем трафик неизвестно куда и неизвестно с каким целями?

Ответ на этот вопрос был бы положительным. Давно не секрет, что и гаджеты Apple и другие популярные на рынке гаджеты, производимые, в Южной Корее, стране — стратегическом партнере США, осуществляют неконтролируемую передачу каких-то данных.

Нет пока никаких свидетельств, что это данные в прямом смысле шпионского назначения, но факт состоит в том, что содержание этого обмена неизвестно. В прочем, относительно Huawei и ZTE тоже не представлено свидетельств, что они передают информацию в генштаб или разведуправление Народно-Освободительной Армии Китая.

Опасение комитетов Конгресса США базируются ровно на факте передачи смартфонами неконтролируемого трафика. Таким образом, скандал вокруг защитного по сути торможения iPhone, может быть призван создать информационную «дымовую завесу» над скрытым потоком данных с американских гаджетов.

Ранее в США уже были предприняты шаги по ограничению применения в стране китайского телекоммуникационного оборудования. С 2013 года в США запрещено применять оборудование Huawei для сетей связи национальными операторами и государственными структурами.

Механизм был тем же, что в теперешней истории со смартфонами: появление доклада комитета по разведке, затем принятие соответствующих законов. И причина та же: неконтролируемый трафик, порождаемый телекоммуникационным оборудованием.

Можно было бы назвать все это происками американских политиков в целях защиты национальных производителей от китайских конкурентов.

Однако проблему неизвестно куда передаваемого иностранными телеком-устройствами трафика видят не только в США.

Генеральный директор российского ООО «НТЦ Т8», производителя сетевого оборудования связи, Владимир Трещиков неоднократно заявлял на различных отраслевых форумах, что при применении импортного оборудования в современных сетях передачи данных невозможно реализовать полную защиту информации из-за наличия скрытых алгоритмов работы в этом оборудовании.

По данным Владимира Трещикова, объем неконтролируемого трафика в телекоммуникационных сетях, построенных на оборудовании иностранных производителей, достигает 1% всех передаваемых данных. Поэтому во многих странах применяется принцип запрета использования не отечественного оборудования.

Теперь в США этот принцип собираются применить к импортным смартфонам. А чтобы о родных смартфонах в этой связи не вспоминать, лучше придумать оплошность Apрle, забывшей проинформировать пользователей.

Кстати, о возможном финансовом ущербе для Apple от этого скандала.

Во-первых, недовольным еще нужно попробовать выиграть иски к Apple.

Во-вторых, много шансов, что дело ограничится штрафами за недостаточное информирование потребителей в размере десятка-другого миллиона долларов.

А такой ущерб корпорации не страшен, во всяком случае, гораздо менее, чем вред от разбирательств с непонятным трафиком.

Источник: Царьград

Stockinfocus.ru