Год на посту: Трампа согнули, но не сломали

Рубль резко подешевел на фоне нового витка расследования против Трампа в США Аналитика

20 января исполняется год с инаугурации Дональда Трампа. 45-й президент США стал самой противоречивой политической фигурой 2017 года, вызвав массу споров, как в самих Соединенных Штатах, так и за их пределами.

Внутренняя борьба

Безусловно, самые важные баталии развернулись в самом Вашингтоне. Заступив на должность, Трамп столкнулся с колоссальным противодействием практически на всех уровнях: в Конгрессе, Сенате, судах, Госдепартаменте.

Рубль резко подешевел на фоне нового витка расследования против Трампа в США
Год на посту: Трампа согнули, но не сломали

С первого на посту президента, стало ясно, что Трампу придется идти на уступки, что он и сделал.

В первые месяцы Трамп был вынужден избавиться от наиболее “несистемных” членов своей команды: Майкла Флинна, выступавшего за реалистский подход в отношениях с Россией, Ринса Прибуса, отвечавшего за связи Трампа с верхушкой Республиканской партии, и, конечно же, Стивена Бэннона, ставшего идеологом его предвыборной кампании и создателем “трампизма” – своеобразного политического течения, совмещающего в себе черты реализма, капитализма и традиционализма.

Трамп пожертвовал этими фигурами, влиянием на силовые ведомства и свободой в принятии внешнеполитических решений, чтобы получить возможность изменить ситуацию внутри страны.

Небольшие победы

Встав одной ногой в глобалистское “болото”, и став “полутрампом”, президент взялся за реформы внутри страны. С большим трудом ему удалось достичь успеха в таких вопросах, как налоговая реформа, защита традиционных ценностей и борьба с нелегальной миграцией.

Результатом снижения налогового давления на крупный национальный бизнес стал возврат капитала в США и создание новых рабочих мест: американским корпорациям снова стало выгодно производить товары на родине, а не в Азии или Латинской Америке.

В заслугу Трампу стоит поставить и успехи в борьбе с абортами в США и защите христианских ценностей. Президент последовательно отстаивает важные для корневой американской идентичности вещи: праздники вроде Рождества и Дня благодарения, семейные ценности, воспитание патриотизма и уважение к собственной стране.

Внешний периметр: крах глобализма

Но на этом можно сказать, что успехи Трампа закончились. Международные отношения оказались ахиллесовой пятой как самого президента, так и его противников внутри американских элит.

Противоречия оказались настолько глубокими, что в результате действия США потеряли всякую логику. Так, с одной стороны Трамп с первого дня на посту президента заявлял о намерении вместе с Россией уничтожить ИГИЛ, с другой – в апреле 2017 года ВМФ США нанесли ракетный удар по авиабазе Шайрат, принадлежащей сирийским властям, главному врагу ИГИЛ.

В отношениях с союзниками Трамп также повел себя революционно. Перечеркнув усилия множества предыдущих администраций, он перевел все в плоскость бизнеса: кто платит, тот и получает защиту США.

Одновременно с этим Вашингтон оказывает давление на Европу с тем, чтобы та покупала сжиженный природный газ из США, а не более дешевое топливо из России.

Все это происходит на фоне подчеркнутого пренебрежения к политическим процессам внутри Старого света, что только укрепляет наблюдателей во мнении, что при Трампе Соединенные Штаты стремительно трансформируются из локомотива глобализации в крупного мирового игрока, исходящего из собственных национальных интересов, а не идеологических установок.

Провал на Ближнем Востоке

Отказ от глобалистских установок и нежелание полноценно ввязываться в конфликт на Ближнем Востоке закономерно обернулись успехом России, Сирии и союзников в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями.

Потеряв мощную подпитку из-за океана, боевики довольно быстро растеряли свои позиции и оказались в состоянии немногочисленных подпольных бандформирований, а страны-победители (Сирия и треугольник Москва-Тегеран-Анкара) принялись перекраивать сферы влияния фактически без участия Вашингтона.

Это поставило на грань существования концепцию “Большого Ближнего Востока”, претворявшейся в жизнь чередой революций “Арабской весны”. Иными словами, многолетний труд глобалистских администраций по втягиванию региона в неолиберальный проект под контролем транснациональных элит, оказался тщетным.

Заключительным аккордом стало признание Иерусалима столицей Израиля. Сделав этот шаг, Трамп отсек от США весь мусульманский мир. Как бы Саудовская Аравия, ОАЭ и другие монархии Персидского залива ни стремились наладить диалог с Вашингтоном, в этом вопросе они заняли принципиальную позицию и выступили с осуждением решения Трампа.

Давление на другой, шиитский полюс исламского мира в лице Тегерана, также поспособствовало тому, что все наработки команды Обамы по втягиванию Ирана в сферу влияния США можно считать канувшими в лету.

Главный противник по версии Трампа

Главным геополитическим противником США Трамп назначил Китай. Произошло это по ряду причин, одна из наиболее важных – экономика. Нынешний президент США видит в КНР угрозу интересам национального американского бизнеса.

Многие компании перенесли производство в Китай с тем, чтобы сократить издержки. В результате миллионы американцев остались без рабочих мест, а целые индустрии оказались на грани выживания.

Кроме того, Китай претендует на лидирующую роль в Азиатско-тихоокеанском регионе, с которым американские экономисты связывают материальное благополучие США в XXI веке. Иными словами, конфликт был неизбежен, но учитывая масштаб обеих стран, он будет представлять собой торговую войну.

«Козел отпущения»

Каждому американскому президенту обязательно нужен “плохой парень”, которого можно будет обвинить во всех смертных грехах и после этого объявить об увеличении военного бюджета.

В разные периоды эту роль исполнял СССР, Ирак, международный терроризм. Выбор Трампа пал на КНДР. В последний год политическое и санкционное давление на КНДР значительно усилилось, но вряд ли дело пойдет дальше.

Во многом Трампу нужен был этот маневр, чтобы отвлечь внимание населения от провала на Ближнем Востоке. Сейчас, когда Сирия постепенно отходит на второй план, Трамп, скорее всего, продолжит противостояние с Китаем.

Прогноз на 2018 год

Однозначно Трамп продолжит борьбу с “болотом”, которую пока что он не выигрывает. Самое важное внутриполитическое событие 2018 года в США — это пройдут промежуточные выборы в Конгресс.

Есть шанс, что в законодательный орган придут новые лица, и Трампу удастся создать там свою коалицию и добиться присутствия большинства своих людей в палате, либо хотя бы сократить разрыв между сторонниками и противниками.

Учитывая, какие колоссальные усилия либералам пришлось приложить, чтобы не пустить Роя Мура в Сенат, противники Трампа находятся не в лучшей форме. Если на выборах в 2018 году появятся новые лица, не связанные с неолиберализмом, антитрамповское ядро будет размыто еще сильнее, и скоординированность «болота» будет обречена еще как минимум на год.

Это выигранное время поможет полюсам многополярного мира вроде России, Китая и Индии еще сильнее укрепить собственный суверенитет.

Автор: Андрей Афанасьев

Stockinfocus.ru