«На нас напали!» Голливуд в истерике из-за «вмешательства русских»

Сенатор Джозеф Маккарти. 1950 Аналитика

Актер Джим Керри удалил свою страницу на Facebook, заявив, что социальная сеть якобы заработала на «российском вмешательстве» в выборы в США. Характерно, что Керри — артист комического жанра.

В Соединенных Штатах в виде фарса повторяется история 1950-х годов, когда голливудские звезды тоже твердили о заокеанской угрозе, обнаруживая антиамериканскую пропаганду в новейшем по тем временам медиа — на телевидении.

Как Голливуд участвовал в пропагандистских кампаниях Вашингтона.

«Расфренди Facebook»

Свой пост Джим Керри опубликовал во вторник. «Я сбрасываю свои акции Facebook и удаляю мою страницу, потому что Facebook получила прибыль от российского вмешательства в наши выборы и до сих пор недостаточно делает для того, чтобы это остановить. Я призываю всех других инвесторов, которые заботятся о нашем будущем, последовать моему примеру», — с таким призывом комик выступил в микроблоге в Twitter.

Запись он сопроводил тегом unfriendfacebook («расфренди Facebook») и картинкой с основателем компании Марком Цукербергом. Название социальной сети Керри переиначил в Fakebook (от английского слова «fake» — фальшивка, газетная утка).

В сентябре 2017-го другой известный американский актер Морган Фримен снялся в видео «Комитета по расследованию против России». В эту неправительственную организацию вошли, в частности, режиссер Роб Райнер, бывший глава Национальной разведки Джеймс Клэппер, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Макс Бут, Норм Орнштейн и Чарльз Сайкс.

В ролике Фримен утверждает, что Кремль вмешался в президентские выборы 2016 года в США. Заявление выдержано в алармистском духе. «На нас напали. Идет война», — провозглашает актер с экрана.

И предлагает вообразить сценарий фильма об агенте КГБ, который мстит за свою родину и решает стать президентом. При этом зрителю демонстрируют президента России Владимира Путина и кадры событий в Москве 1980-90-х годов.

Фримен также рассказал о якобы предпринятых Москвой кибератаках на демократические государства. В заключение он призвал президента США Дональда Трампа «сообщить правду» о «российском вмешательстве» в выборы.

В Кремле до этого неоднократно опровергали обвинения в попытках повлиять на выборы в США. Информацию СМИ о том, что сотрудники предвыборного штаба Трампа якобы общались с российской разведкой, в Москве назвали не опирающейся на факты. Опровержения звучали и из Белого дома.

Выступление голливудской кинозвезды в Кремле прокомментировали. В Москве отнеслись к этому сдержанно, что называется, с пониманием.

«Многие творческие люди легко поддаются, скажем так, становятся жертвами эмоциональной перегрузки, не обладая реальной информацией о реальном положении вещей, и они становятся жертвами такой эмоциональной экзальтации, проявлениями таких, я бы сказал, продолжений маккартизма», — заметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Списки подозрительных

Действительно, истерия в США по поводу «российского вмешательства» напоминает 1950-е годы. Олицетворением той эпохи стал сенатор-республиканец правых взглядов Джозеф МакКарти. Вашингтону надо было противостоять советскому влиянию в Европе и по всему миру. В Китае установился коммунистический режим.

В 1950 году МакКарти объявил, что располагает списком из 205 подозрительных сотрудников Госдепартамента. Позднее в этот список были включены еще три тысячи американских чиновников. Некоторых уволили. Из библиотек изъяли около 30 тысяч книг прокоммунистической направленности.

Сенатор Джозеф Маккарти. 1950
Сенатор Джозеф Маккарти. 1950

Еще до маккартизма в стране действовала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Борьба с потенциально подрывными элементами затронула и Голливуд. Там составили свой черный список, запретив попавшим в него работать по профессии. Прежде всего это были члены американской компартии и сочувствующие им.

По фабрике грез прошла волна гонений. Коллег активно разоблачали такие актеры, как Рональд Рейган — будущий президент США, Роберт Тейлор и Гэри Купер. Рейган произнес речь, очень похожую на закадровый текст, который в 2017-м начитает Морган Фримен:

«План коммунистов в отношении Голливуда был необыкновенно прост. Он заключался в том, чтобы завладеть кинопромышленным бизнесом с целью создания колоссальной всемирной пропагандистской базы».

Пятидесятые годы — время расцвета нового медиа, телевидения. На общественных началах был опубликован доклад в еженедельнике «Контратака» — «Красные каналы: Отчет о влиянии коммунистов на радио и телевидение». В списке значился 151 человек — «красные и их симпатизанты».

Сейчас то же самое — обвинения в пропаганде новейших медиа, связях с «врагом». И некоторые актеры Голливуда снова колеблются вместе с генеральной линией партии.
Но если в 1950-х тон задавала республиканская партия, то сейчас — демократы. Именно представители демократической партии критикуют Трампа и всю нынешнюю администрацию США за «мягкость» по отношению к России.

— Калифорния, где находятся и Голливуд, и офисы высокотехнологичных компаний, в том числе владеющие социальными медиа, — особый штат. Там постоянно говорят об отделении от США, хотя никогда этого не сделают, — объясняет Кирилл Разлогов, киновед. — Творческая интеллигенция традиционно больше поддерживает демократическую партию. Но заявление Керри — это его частное мнение.

По удивительному совпадению спустя 60 лет снова ищут следы влияния на медиа. «Фейковые, то есть сфабрикованные новости, — это, мягко говоря, не инновация. Они существовали всегда. Всегда кто-то пытался сбить с толку противника, отвлечь чье-то внимание, — рассказывает глава департамента медиа Высшей школы экономики Илья Кирия.

— Другое дело, что в социальных сетях фейковые новости заметнее, они быстрее распространяются и быстрее разоблачаются. Но некоторые предпочитают бороться не с производителями фейков, а предъявлять претензии той среде, где они распространяются, — социальным сетям».

Кирия подчеркивает, что, несмотря на абсурдность такой позиции, рациональное зерно в ней есть. «Алгоритмы, по которым социальные сети предлагают нам новости, остаются скрытыми — это основные секреты медиакомпаний.

Причем вся история с обвинениями социальных сетей в распространении неправильной информации, ведении пропаганды в социальных сетях, во вмешательстве в выборы и фейковых новостях представляет собой тоже новости — и тоже, вероятно, не всегда достоверные».

Автор: Антон Лисицын

Stockinfocus.ru