Как поисковые системы и социальные сети готовят угрозу для общества

Как поисковые системы и социальные сети готовят угрозу для человечества Общество

Системообразующие сервисы интернета, такие как поиск, социальные сети, интернет-магазины и другие проекты, в погоне за удобством загоняют нас в информационное гетто, из которого настолько тяжело выбраться, что многие из нас в ближайшем будущем просто могут перестать развиваться как личности.

Удобство для современной идеологии потребления — вещь системообразующая. Без него не было бы доброй половины современных продуктов, к которым мы так привыкли. Но у этого удобства есть и обратная сторона.

Как поисковые системы и социальные сети готовят угрозу для человечества
Фото: www.globallookpress.com

Давайте по порядку. Начнём с Facebook. Что предлагает сервис в качестве «уникального торгового предложения»?

А вот что: «Мы тебе — право общаться с друзьями, родным и близкими, ты нам — право использовать все данные о тебе для извлечения прибыли». Ну, задумайтесь, на чем зарабатывает Facebook? На рекламе. А как он её вам показывает? Всё точнее и точнее. Анализируя ваше поведение, места, где вы появляетесь. Отзывы, которые вы пишете о товарах и услугах, видео, которые вы смотрите.

Детище Цукерберга здесь, разумеется, не оригинально: точно такую же вакханалию услужливых «подсказок» и «рекомендаций» мы наблюдаем сегодня в интернете повсеместно — и на Amazon.com, и в Ozon.ru, и на Yandex.ru, и — едва ли не в первую очередь — на Google.ru.

Отличие в том, что на Google.ru можно отключить хотя бы формально «Живой поиск» и «Историю поиска», а на Facebook отключить ничего нельзя в принципе: «Око Саурона» будет с тобой всегда. Тем более, тот же Facebook уже ловили на том, что мобильное приложение в фоне включает микрофон и слушает твои разговоры.

Но к этому пришли не сразу. В момент зарождения массового интернета, то есть в середине 90-х годов, краеугольным камнем философии ИТ-отрасли, рождённой утопическими амбициями по учреждению нового Города Солнца в виртуальном пространстве интернета, стал поиск Relevance, релевантности информационного контекста и возможности создания на этой основе правильной (то есть справедливой) иерархии этих контекстов для каждого индивида.

Интернет на заре своего становления рассматривался как пространство, в котором все люди смогут объединиться для добрых дел, совместного созидания полезных продуктов и в конечной инстанции создания общества, основанного на единственной справедливой форме демократии.

Помните все эти голливудские утопические фильмы на заре интернета, вроде «Хакеров»? Все эти потуги сделать новое сообщество людей созидания? (Кстати, уже тогда было понятно, что раз строили новую реальность, то в нашей, обычной реальности, настоящей демократии нет).

Поиск релевантности очень быстро привёл к созданию сложнейших технических алгоритмов (personalized recommendations у Amazon.com, click signals у Google.com), которые отслеживали пользовательское поведение в интернете.

На какой линк вы нажали в списках результатов поиска, какую книгу выбрали и купили, на какой баннер кликнули, а какой — пропустили, что написали в социальных сетях о том или ином товаре. И на основании анализа этого поведения начали формироваться огромные потоки информации таким образом, чтобы они максимально точно и адекватно (по мнению этих алгоритмов) соответствовали запросам и потребностям каждого конкретного пользователя.

Чем больше собрано информации о вас, тем проще сформировать полную картину, что и как вам продать. Даже если вам кажется, что на сегодняшний день алгоритм туповат и вы умнее, то не обольщайтесь. Алгоритмы корректируются, сервисы становятся все точнее в своих рекомендациях.

То, что изначально задумывалось как благо, способное объединить людей по интересам (потребностям, вкусам, амбициям, политическим взглядам и т. п.), превратилось в результате постоянной работы персонализирующих алгоритмов в фактор глобального разобщения: сколько пользователей интернета, столько и дискретных информационных пространств, подогнанных машинами под индивидуальные запросы и никак между собой не пересекающихся.

Вот это и определяется как «Пузырь фильтров». Поскольку чем дальше, тем больше сетевой гражданин обречён на виртуальное существование в замкнутом и оторванном от реальности пузыре.

Как это выглядит на практике? Вбейте в поиск «Яндекса» и Google запрос «Газпром». И опросите друзей и знакомых разных возрастов. Вы удивитесь, насколько разной будет выдача. Кому-то придёт чисто финансовая информация.

Все эти EBITDA, отчётность по МСФО и GAAP. А у кого-то на первых местах будет судебная тяжба с немецкими компаниями за цену на газ. У кого-то будут взаимоотношения с «Нафтогазом». То есть совершенно разная новостная и поисковая картина.

И тут есть важный момент. Мне, конечно, можно возразить, что ничего страшного в этом нет. И что пузырь фильтров — это комфорт для пользователя, который он себе создаёт сам. Все так. Но есть кое-что поважнее комфорта. Конфронтация. Как бы ни парадоксально это звучало. Только в конфликте и рождается созидание.

Только в споре, в аргументировании своей позиции, в отстаивании своих идеалов и убеждений и рождается идеология созидания. То, что реально делает мир лучше. Я сам долгое время, воспитанный в школе 90-х, был уверен, что существует свободная рыночная экономика. Что протекционизм синоним коррупции. Что сделай свободный рынок, и он все порешает.

Но оказалось, что я заблуждался. Мне, конечно, было не очень приятно расставаться с идеалами юности. Но оказалось, что есть вполне достойная альтернатива всем либеральным теориям. Да, пришлось выходить из зоны комфорта и напрягать мозговой слизень. Но оно того стоило.

Поэтому мы подходим к предельно важной части и выводам. Почему «Пузырь фильтров» предельно опасен?

Да потому, что он бьёт по свободе творчества. По наиболее пассионарной аудитории интернета, которая что-то создаёт. А уже творцы контента в свои пузыри засасывают и остальных потребителей. Что делать? Бороться, конечно. Выкристаллизовывать свою точку зрения.

Отказываться там, где можно, от полностью автоматических алгоритмов. Настраивать ленты Facebook и ВКонтакте так, чтобы попадало туда не только то, что вам нравится. Ну и почаще напрягать межушный нервный узел.

Автор: Станислав Жураковский

Stockinfocus.ru