Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Доходы «на вынос» или провал доставки еды в США

III квартал 2019 года оказался довольно противоречивым для ресторанного рынка. Эксперты отмечают заметное увеличение заказов «на вынос» и количество онлайн-продаж главным образом за счёт доставки еды.

Однако, сервис доставки GrubHub озвучил неутешительные цифры, согласно которым доставка оказывает существенную помощь ресторанам, но как отдельная отрасль не является рентабельной. Если ничего не изменится, к 2020 году эти проблемы негативно скажутся на всей ресторанной отрасли.

Что происходит на рынке доставки?

Прибыль ресторанам обеспечивает в основном доставка еды. Большинство заведений отдали ее на откуп 4 ведущим игрокам в этой сфере — GrubHub, DoorDash Inc., Postmates Inc., Uber Eats, которые совместно заняли нишу 95% этого рынка.

Итоговое заключение, сделанное в GrubHub, дает повод всем насторожиться. Эти компании уже уведомили своих инвесторов, что на одной только логистике они не смогут показать достойную прибыль.

По самому оптимистичному сценарию это будет бизнес с низкой маржой. К тому же, вновь пришедшие клиенты весьма скромны в своих тратах по сравнению с ранее зарегистрированными.

Также GrubHub отмечает и потерю лояльности среди своей клиентской базы. Многие клиенты все больше начинают обращаться к услугам конкурентов, предлагающих более широкий выбор заведений с доставкой еды. К тому же компании удалось выручить только 1 млн долларов, что существенно ниже прошлогоднего показателя прибыли в размере 22,7 млн.

Между тем представители GrubHub отметили, что компания является для многих ресторанов рекламным партнером, а доставка служит всего лишь инструментом для роста продаж рекламы. Однако это не дает повода для надежд DoorDash и Postmates, занимающих нишу примерно в 50% от рынка доставки еды.

Если GrubHub — компания, которая переступила через нулевую планку и начала получать доход, говорит о бесперспективности, то у DoorDash и Postmates, еще только начавших путь к рентабельности, есть повод серьезно задуматься.

Несмотря на то, что эти две компании уже суммарно оцениваются в 15 млрд долларов, после краха We Co они практически потеряли шансы выйти на IPO. Спрашивается, зачем инвесторам вкладывать в них свои средства? Не проще ли приобрести активы GrubHub, стоимость которой составляет 3 млрд?

Вероятно, DoorDash и Postmates столкнуться с теми же проблемами, что и WeWork, то есть произойдет сокращение рекламной кампании, перестанут действовать скидки и акции, вырастет цена на услуги, а неприбыльные рынки придется покинуть.

Несколько иначе складывается ситуация в Uber Eats. Она лишь часть Uber Technologies Inc., однако это не ограждает и ее от проблем с финансированием. Акции корпорации упали на 30% после выхода на IPO, что заставило инвесторов задуматься, насколько правильно они вложились?

Проблемы сервисов доставки скажутся и на ресторанах для свадьбы. Например, ресторатор The Cheesecake Factory отметил, что прибыль с заказов «на вынос» составляет 16% от общей выручки, а 5,6% от общих продаж — это доставка DoorDash. Понятно, что крах последней больно ударит по самому ресторатору.

Обесценивание акций GrubHub — это тревожный звонок для ресторанного бизнеса на следующий год.

Автор: Василий Гришаев