Интервью депутата Виктора Балоги подтверждает версию, что произошедшее в Мукачево было инспирировано в Киеве. Многие задавались второстепенными вопросами:
— почему и как так быстро оказался в Мукачево Мустафа Найем;
— почему явно не владеет ситуацией Дмитрий Ярош;
— почему неожиданно жестко начала действовать милиция;
— почему столь нагло вели себя боевики «Правого сектора»;
— почему именно Балогу они выбрали переговорщиком et cetera.
Версия, что произошедшее инспирировано президентом Петром Порошенко отвечает на все вопросы. Включая и тот, отчего все СМИ вдруг скопом набросились на правосеков.
Итак, контрабанда в Закарпатье шла мимо кармана Балоги и президента, в основном контролируясь Александром Ланьо, ранее работавшим с Балогой. При этом у последнего не только прекрасные отношения с Порошенко — его семья плотно контролировала область со времен Виктора Ющенко, при котором он был и министром, и главой администрации президента, и депутатствовал, и провел всё свое многочисленное семейство во власть.
То есть, прекрасно знал всю команду оранжевых, которые сегодня у власти. И в прекрасных отношениях с кумом Ющенко — нынешним президентом — ведь и сам в близких личных отношениях с обоими.
Плюс ко всему, как Игорь Коломойский контролировал правосеков в Днепропетровской области, так и Балога — в Закарпатской. Что позволяло последним открыто ездить на джихадомобилях с пулеметами и даже захватывать частную собственность (того же Медведчука).
При этом у Порошенко проблемы с Правым сектором (организация в России признана экстремистской, — прим). С января месяца они открыто отказываются пордчиняться Хунте. Не вошли в состав ВСУ и/или Нацгвардии, не пускают ОБСЕ, позоря Хунту и выставляя лично Порошенко безвольным идиотом перед Западом, не выполняют приказов штаба АТО на фронте, постоянно скандалят и жгут покрышки в Киеве, угрожают майданом.
Немалую роль сыграло и желание перевести финансовые потоки от контрабанды в Закарпатье в руки своих людей.
Поэтому вполне логичным является приватный разговор Порошенко и Балоги. Дело очень деликатное, лишние уши ни к чему, а тут как раз идеальный вариант — возможность договориться без посредников.
Ведь и Балога заинтересован вернуть себе нелегальный бизнес, который при Януковиче вышел из-под контроля. Благо, глава Закарпатского батальона Правого сектора Роман Стойко и сам бывший милиционер, и папа с братом у него в СБУ, и после изгнания из органов занимался именно контрабандой тех же сигарет в обход схемы Ланьо.
За что и был сбит, когда на дельтаплане переправлял сигареты в Словакию. Что важно — остался на свободе и к этому лету лично руководил боевиками ”Правого сектора” в области.
Уже за несколько дней до перестрелки обстановка на границе была искусственно накалена «Правым сектором», который установил какие-то блокпосты, контролируя грузопотоки.
Учитывая, что те же сигареты вывозятся фурами, и чистая прибыль с каждой доходит до полумиллиона евро после разгрузки в Италии, кризис был неизбежен. В привычной и нормальной манере всех контрабандистов, депутат Ланьо приглашает на стрелку боевиков «Правого сектора».
Балога в курсе, как и все силовики области. Но вместо того, чтобы пресечь встречу, просто не допустив машины с вооруженными боевиками, все спокойно наблюдают за тем, как «Правый сектор» двигается из Ужгорода в Мукачево.
Точно так же милиция и СБУ города никак не реагируют на тот факт, что боевики перекрыли для движения улицу. Все телодвижения начинают совершать лишь после поступления в милицию звонка о перестрелке.
До этого более получаса никто не реагирует на признаки совершения преступления, о подготовке которого все прекрасно осведомлены, включая и депутата Балогу.
Это вообще характерная примета времени — все руководители всех сторон конфликта — депутаты парламента, уверенные в своей безнаказанности. Что доказывает и поведение Ланьо — на оперативном видео прекрасно видно, что уже после перестрелки он спокойно ходит (в красном) между вооруженными боевиками.
И он же потом так же спокойно ведет себя на дороге, непосредственно перед тем, как боевики расстреливают милицейский заслон.
Кстати, не менее спокойно ведут себя поначалу и милиционеры, расхаживая с оружием рядом с боевиками, которые лишь стреляют в воздух и разбрасывают дымовые шашки. То есть, исполнители знают, что Ланьо трогать нельзя и уверены, что выстрел в охранника сойдет им с рук. Здесь сказывается и тот факт, что успевшие хлебнуть крови каратели за последний год уверовали в то, что им все сойдет с рук.
[quote align=»right»]
Ведь в данном случае они опирались на депутата Ланьо и сложившиеся неформальные отношения. «Вы едите у меня из рук, закрывая глаза на контрабанду?! Так отрабатывайте, защищайте сложившиеся каналы нелегальных денег, если не хотите остаться с носом. Тем более, что всего лишь надо действовать по закону и задержать стрелявших — они не имеют права ходить с оружием и стрелять в людей».
Так что милиционеры, которые на остатках Украины «правосеков» ненавидят еще со времен Ющенко и последующего майдана, когда их избивали, жгли и стреляли именно нацисты, с удовольствием исполнили в кои-то веки свои служебные обязанности.
Опять же, явно загодя были установлены блокпосты, прибыл спецназ, и отходящие джипы были остановлены. Но лишь на несколько минут. Здесь также сказалась уверенность ”правосеков” в своей безнаказанности. А стрелять в милицию на поражение из пулеметов и гранатометов — такую уверенность им мог дать только фактический многолетний хозяин области.
Дальнейшее известно. Продолжающееся четвертые сутки противостояние. Слабые попытки Правого сектора организовать массовый протест. Переход 7-го батальона из ДУК «Правый сектор» в полк «Азов» — а это половина реальных сил «правосеков» в зоне АТО.
Учитывая, что реально в «батальонах» по 60-80 бойцов (в этом — 63) — потеря значительная. В областных центрах удается вывести на улицы по несколько десятков человек, в Киеве — менее трехсот.
Блокпосты на дорогах никого остановить не в состоянии, глава «Правого сектора» Дмитрий Ярош ограничивается невнятными заявлениями о том, что бойцы ПС имеют на руках оружие еще с лета прошлого года и потому сие является законным. А вообще, надо разбираться и договариваться.
При этом Порошенко и все силовые структуры явно тянут время. Ведут себя так, чтобы ни в коем случае не стать в лице поддерживающих националистов их убийцами, но всячески опаскудить «правосеков» в глазах «поклонников-симпатиков».
История с взятым в заложники ребенком прекрасно вписывается в то, чтобы открыть глаза населению на звериную сущность нацистов из «Правого сектора». Да, случайность. Но закономерная, когда полтора десятка боевиков травят трое суток по лесам и наступают на пятки сотни милиционеров и нацгвардейцев с солдатами. И невнятные попытки оправдаться — мол паренек просто показал дядям дорогу к лесу звучат по-идиотски — не увидеть лес в Закарпатье не может только слепой.
Теперь Порошенко может спокойно и при полной поддержке переформатировать «Правый сектор», наказать Авакова, перенаправить потоки контрабанды в «правильном» направлении и лишний раз перед планируемыми выборами в местные советы расставить своих людей в области, которая никогда не любила бандеровцев. Так что симпатии местного населения будут на стороне Хунты — хоть как-то урезонившей «чужынцив».
А о том, что в долгосрочной перспективе Хунта неизбежно проиграет, никто в Киеве не задумывается. Логика событий вынуждает всех действующих лиц думать о сиюминутных успехах.
И тот факт, что разборки де-факто внутри Хунты ее неизбежно ослабляют и в любой момент ситуация может выйти из-под контроля, предпочитают не задумываться.
Ведь все «униженные и оскорбленные», отодвинутые от кормушки и хлебных должностей никуда не делись. Наливайченко и Ланьо, Аваков и Коломойский, Ярош и все сторонники Правого сектора, как собственно, и сами «правосеки», остались.
И оружия, равно как и желания вернуть отобранное, у них хоть отбавляй. Так что произошедшее отнюдь не сделало Хунту сильнее. Наоборот, окончательно лишило пришедших к власти поддержки тех, на чьих штыках они её и получили.
Мало того, лишний раз продемонстрировало и остальным нацистам, что их могут в любой момент пустить в расход. Тот же полк «Азов», который пока вроде бы усилился за счет перебежавшего к ним 7-го батальона ДУК «Правый сектор». 40 стволов тысячную банду не усилят, а вот удар по репутации неизбежно нанесут.
Уже нанесли. И без этого Конгресс США уже признал неонацистскую сущность именно «Азова», запретив американским инструкторам заниматься их подготовкой. Да и сама перестрелка на границе с Евросоюзом настроила западную общественность против любой помощи Киеву. Не говоря уже об отказе в безвизовом режиме с 1 января 2016 года, которым Порошенко утешал население.
Впрочем, как уже говорилось, так далеко в будущее в Киеве никто не заглядывает. Не до жиру — быть бы живу.
СПРАВКА. Версия произошедшего в Мукачево, изложенная Балогой в разговоре с «Главкомом».
Вот как ответил Балога на вопрос «Главкома» относительно того, откуда у него информация, что сценаристом конфликтной ситуации является начальник УМВД в Закарпатской области господин Шаранич и почему именно тот был заинтересован в конфликте?
«Буду с вами откровенным, об этом я узнал от городского головы Мукачево. Ему доложил начальник милиции города, что Ланьо пригласил в гости «Правый сектор» и якобы будут какие-то разборки. Я был категорически против, чтобы вооруженные люди ехали на эти разборки.
Мэр Мукачево встретился с начальником милиции и сказал, что они должны обеспечить безопасность и ни в коем случае не давать двум сторонам сойтись. В пятницу я получил множество сообщений, в частности, с СБУ, что эта встреча пройдёт, и обратился к начальнику милиции, чтобы её не допустить. Я вообще уехал из города. А когда узнал в субботу, что там идет стрельба, был шокирован и вернулся обратно.
Почему четырем джипам с вооруженными людьми дали проехать? Почему собралось столько людей со стороны депутата Ланьо? Ответ на это никто не захотел давать, но у меня сложилось впечатление, что была задача поймать в ловушку и Ланьо, и «Правый сектор», уничтожив последних.
[quote align=»right»]
На вопрос, «Был ли в курсе такого плана господин Аваков?», Балога ответил, что уверен — Аваков руководил этой операцией: «Милиция должна была их уничтожить прямо возле здания Ланьо, но дальше все пошло не по плану и именно действия Авакова спровоцировали конфликт».
По словам Балоги, Аваков знал, что это будет, и ничего не делал. «Министр позволил разгореться скандалу, допустил стрельбу, хотя мог избежать конфликта, когда «Правый сектор» только стартовал со своей базы, из города Ужгорода» — заявил народный депутат.
Ранее в Фейсбуке Балога отмечал, что конфликт уже исчерпан. Вот что он сказал «Главкому» поэтому поводу: «СБУ поработала – здесь на месте сотни спецов, бронированная техника… Местное население говорит, что уже нет никого – ни парней из «Правого сектора», ни оружия. Село пустое».
«О том, куда все делись, надо у них спрашивать, но там никого нет. Я считаю, надо сделать фильтрацию, обойти все дома и приступить к нормальной жизни. А у нас два дня подряд то Геращенко, то пресс-служба СБУ заявляют, что если те не сдадутся, то будут штурмовать».
На утверждение Ланьо, что именно Балога платит «Правому сектору» в регионе, а Ярош вообще не имеет влияния, народный депутат сообщил, что по приезду Яроша в Закарпатье между ними была встреча.
«Мы переговорили и оценили ситуацию. Я не хочу комментировать заявления Ланьо, потому что всё, что происходит в Закарпатье, обязательно связывают со мной. Сейчас я якобы финансирую «Правый сектор» – ну пусть будет так, по его версии. Но я не понимаю, о чем разговор» — заверил нардеп.
Почему именно Балогу попросили быть переговорщиком, он ответил, что как ответственный человек не мог не пойти. «Я разговаривал с президентом, которому передал их требования. Ребята, разумеется, были возбуждены и психологически неуравновешенны. Когда я был на переговорах, звонил Грицак и просил их сдать оружие, но они ожидали команды Яроша, который в то время её ещё не давал.
Начальник областного управления милиции, возможно, и не понимал, что делает, но он находится в очень хороших отношениях с господином Медведчуком. Это не секрет. Возможно, тот ему что-то подсказал. Возможно, Шаранич не понимал, что делает. Возможно, Аваков, когда давал добро на эту операцию, этого также не понимал, как Ланьо и представители «Правого сектора». Этим воспользовались люди, которые общаются с начальником УМВД.
Не думаю, что Шуфрич там что-то решал. Говорю только о давних отношениях Медведчука и Шаранича. Последний по своей умственной отсталости пошел на это, а Аваков утвердил, не понимая последствий» — отметил Балога.
«Послушайте, в рамках уголовного производства все звонки с телефонов восстановят, и легко будет увидеть по разговорам двух-трёх месяцев, кто с кем общался. В том числе, всплывут отношения «Правого сектора» с Ланьо. И тогда будет все ясно» — подчеркнул народный депутат.
Относительно дальнейшего решения проблемы контрабанды на Закарпатье, после этой резонансной истории, народный депутат считает, что проблемы контрабанды, коррупции и наркотиков лежат в плоскости эффективной работы органов центральной власти и что если власть будет и дальше закрывать на это глаза, ничего не изменится. Как заверил Балога, пока из прокуратуры с ним не связывались.
Автор: Михаил Онуфриенко