С праздником, наши дорогие женщины!

С праздником, наши дорогие женщины! Мнения

Наши женщины — самые востребованные в мире.

«Россия является мировым лидером в области гендерного равенства на рабочем месте», – к такому выводу пришли эксперты американской консалтинговой компании «Гранд торнтон», специализирующейся на анализе рынка квалифицированного труда. В канун Международного женского дня британская «Файнэншл таймс» опубликовала некоторые данные спецпроекта «Женщины в бизнесе», который подготовили американские специалисты.

Как следует из доклада «Женщины в бизнесе: от школьной скамьи до совета директоров», 40 процентов высших управленческих постов в российских компаний заняты женщинами – и это больше, чем в любой другой стране мира.

При этом, по данным Всемирного банка, в России женщины в среднем зарабатывают меньше мужчин. Женщины часто соглашаются на более низкий оклад, поскольку стремятся получить или сохранить работу, отмечает исполнительный вице-президент по управлению персоналом корпорации АФК «Система» Елена Витчак.

По данным Росстата, в 2013 году средняя женская зарплата составляла лишь 74 процента от средней мужской. При этом наибольший разрыв наблюдался в сфере научных исследований и обрабатывающих производств. В то же время в сфере образования и здравоохранения средняя зарплата женщин практически сравнялась с заработками мужчин.

Зарплатное неравенство, естественно, существует не только в России, но и в других странах. Например, разница в доходах между мужчинами и женщинами в Израиле превышает 30 процентов.

Впрочем, по данным кадрового агентства «Суперджоб», зарплатные ожидания обоих полов сейчас практически сравнялись. Согласно данным агентства, средний заработок, заявленный в резюме мужчин, теперь лишь на 5 процентов выше, чем у женщин, претендующих на аналогичные позиции. Для сравнения: в 2010 году ожидания мужчин в среднем на 15 процентов превышали притязания прекрасной половины человечества.

Сегодня появились профессии, где женщины претендуют на более высокие зарплаты, чем мужчины, к ним относятся позиции юриста, пиар-менеджера и повара. Тем не менее, негласное деление на женские и мужские профессии по-прежнему существует, признает эксперт Русской школы управления Наталья Сторожевая. «Владельцам бизнеса часто комфортнее видеть на позиции генерального или коммерческого директора мужчину, а не женщину», – указывает она.

Относительная успешность российских женщин в бизнесе отчасти объясняется демографическими факторами: их количественным преобладанием в обществе и значительным процентом разводов, считает президент Всероссийской общественной организации «Женщины и бизнес» Татьяна Гвилава.

У российских женщин хорошие позиции в информационном и медийном бизнесе, в сфере технологий и коммуникаций, в розничной торговле, промышленности, транспорте. При этом в нефтегазовом секторе, металлургии и политике доминирующие позиции принадлежат мужчинам.

Генеральный директор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова не одобряет «гламурных девушек, праздно коротающих время в модных кафе российской столицы, пока их мужчины работают», говорится в статье британской газеты.

По ее словам, ей жаль женщин, «которые думают, что богатство — это когда ты имеешь право ничего не делать». «Если ты в свои 30 оглядываешься назад, и не видишь ничего, кроме сидения в кафе, походов в кино и шопинга, то это довольно грустно», – замечает она.

По мнению специалистов кадровых агентств, в реализации собственных карьерных амбиций у женщин зачастую более активная позиция, чем у мужчин. Женщины, у которых есть семья и дети, более гибкие, не боятся рутинной работы, креативны, сильнее мотивированы на установление стабильных коммуникаций с клиентами, лучше справляются со стрессовыми ситуациями, считают эксперты.

С другой стороны, добиваясь высоких постов, женщины нередко жертвуют семьей. По данным «Суперджоб», доля мужчин-директоров, состоящих в браке, составляет 60 процентов, в то время как женщин – почти в два раза меньше. Детьми смогли обзавестись около 60 процентов руководителей-мужчин, и чуть более 40 процентов женщин-директоров.

Директор по международным исследованиям ВЦИОМ Ольга Каменчук говорит, что россиянки обычно не готовы полностью посвящать себя профессиональному развитию. Согласно данным этого социологического института, своим временем в карьерной гонке согласны жертвовать чуть более 10 процентов женщин, а около трети заявляют, что к этому не готовы.

В частности, в прошлом году до 70 процентов женщин уверяли, что между карьерой и семьей прекрасной половине человечества следует отдать предпочтение именно заботе о домашнем очаге. Более 70 процентов мужчин также считают, что главная задача женщины – забота о семье.

Социологические данные бывают противоречивыми. Так, международная консалтингово-аудиторская компания «Прайсуотерхаускуперс» приходит к выводу о том, что современных женщин в возрасте от 20 до 35 лет отличает от предыдущих поколений большая амбициозность и уверенность в карьерных возможностях.

В преддверии Международного женского дня компания опросила в 75 странах представительниц так называемого поколения «миллениалов» — родившихся между 1980 и 1995 годами. Ответили на вопросы компании и женщины из России.

Основные итоги исследования выглядят следующим образом:

– почти половина участниц опроса полагает, что сможет достичь высших руководящих позиций, оставаясь у одного и того же работодателя. Показатель по России – 53 процента;

– наиболее привлекательной чертой работодателя представительницы поколения «миллениалов» считают наличие возможностей для карьерного роста. Причем среди российских участниц опроса доля тех, кто придерживается этой точки зрения, оказалась заметно выше, чем в среднем по миру: 61 и 53 процента, соответственно.

«Таким образом, от всех предыдущих поколений это отличает большая амбициозность и уверенность в своих карьерных возможностях», – делают вывод авторы исследования;

– наиболее уверены в своих карьерных перспективах женщины-специалисты из Индии и Бразилии – по 76 процентов, Португалии – 68 процентов. Наименее – из Японии, 11 процентов, Казахстана – 18 и Германии – 19 процентов. Россия оказалась в середине списка с показателем в 53 процента;

– из числа участниц опроса, состоящих в отношениях, 86 процентов работают. При этом 66 процентов респонденток в мире и 45 процентов в России зарабатывают либо столько же, сколько их партнеры или супруги, либо больше них;

– 43 процента женщин-специалистов – на 14 процентов больше, чем в 2011 году – считают, что работодатели склонны продвигать по службе, прежде всего, мужчин. В России так думают 34 процента. Чаще всего на дискриминацию жалуются в Испании – 60 процентов, Франции – 58 и Ирландии – 56 процентов, а реже всего – в Малайзии – 16 процентов и на Филиппинах – 11 процентов;

– менее всего представительницы поколения «миллениалов» хотят работать в компаниях сектора финансовых услуг, оборонной отрасли и в нефтегазовой сфере.

Как поясняют в «Прайсуотерхаускуперс», подавляющее большинство женщин-специалистов ищут таких работодателей, которые декларируют приверженность принципам социокультурного многообразия и равенства возможностей. Но 71 процент, тем не менее, утверждают, что наблюдают признаки дискриминации по тому или иному признаку.

В России на это указала лишь половина респонденток.

Источник: Столетие

Stockinfocus.ru