Представьте: вы оплатили подписку на Netflix и отправились в кругосветное путешествие, уверенные в том, что скучать не придётся. Но, приехав, например, в Коста-Рику, обнаруживаете предательскую запись на месте увлекательного фильма: «Доступ к видео ограничен в этой локации». Так выглядит геоблокировка. Зачем она нужна и как её обойти, поговорим в материале.
Что такое геоблокировка?
Геоблокировка — это ограничение доступа пользователей, находящихся в определённом месте (город / страна), к любому цифровому контенту (видеозаписи, ролики, фильмы, даже возможности для шоппинга), по принципу географического положения.
В различных ситуациях геоблокировка может выглядеть так.
1. Конкретная страна X не подписала лицензионное соглашение с Amazon Prime Video; пользователь, оплативший подписку, едет в страну X — и теряет возможность смотреть Amazon контент.
2. Во время президентских / парламентских выборов в стране отключают Интернет либо блокируют доступ к некоторым иностранным ресурсам. Например, так происходит в Китае, где существует так называемый «Золотой щит», ограждающий местных жителей от информации с международных ресурсов.
3. Во время ведения войны в одной из стран отключают все информационные ресурсы, родом из страны-агрессора. Цель этой довольно распространенной практики — выиграть информационную войну у противника.
4. Пользователи из разных стран хотят купить товар на одном сайте. В зависимости от местонахождения потенциальных покупателей, они получают уведомление о разных ценах для различных регионах. В некоторых случаях, может оказаться, что в район вашего проживания товар не может быть доставлен, и тогда придётся воспользоваться услугами посредников.
Таким образом, можем выделить три основных функции геоблокировок:
- — защита авторского права и интеллектуальной собственности;
- — укрепление политических позиций в стране и ведение информационной войны;
- — маркетинговая политика компании.
В то же время, Совет Европейского Союза называет геоблокировку дискриминационной практикой, не дающей онлайн-пользователей получать доступ к контенту и покупать продукты или заказывать услуги на веб-сайтах, находящихся в других странах.
Несмотря на жесткое неприятие геоблокировки правительством развитых стран, Интернет-пользователи все чаще сообщают о том, что сталкиваются с ограничением доступа к контенту, и вынуждены применять системы обхода блокировок, например, включать VPN, чтобы посмотреть интересующий ролик.
Геоблокировка — инструмент защиты авторского права
Гигантские провайдеры контента зачастую закрывают доступ к информации в других странах, руководствуясь соображениями возможной прибыли. Другая сторона вещей — защита интеллектуальной собственности и права потребителя.
Так как большинство провайдеров контента, таких как Amazon, Hulu, Netflix, получают прибыль за счёт подписки пользователей. Но любая попытка просмотреть видео из-за рубежа (в особенности это относится к тем странам, с которыми не подписаны информационные пакты) расценивается как «пиратство».
Сам пользователь в этом случае, не получает возможности доказать системе, что конкретно он подписку оплатил и в данный момент находится в другой стране.
Вторая причина, по которой информационные конгломераты внедряют геоблокировку, связана с дорогостоящим технологическим оборудованием. Так, гораздо проще инсталлировать систему, фильтрующую пользователей по местоположению, чем отслеживать их IP-адреса и аккаунты.
Впрочем, поставщики контента находят что возразить. Например, Amazon сообщает, что после запуска AmazonCloudFront в ноябре 2008 года к ним поступили многочисленные просьбы пользователей заблокировать доступ к их контенту. Аудитория хотела получить контроль над той информацией, которую они скачивали с Amazon CloudFront.
Самая распространённая причина среди озвученных — пользователи хотели продавать цифровую продукцию только покупателям, делающим заказ на их сайтах, предлагать обучающие материалы лишь собственным сотрудникам и предоставлять безопасное видео тем, кто оплатил подписку или конкретный просмотр.
Таким образом, чтобы защитить права потребителей, в конце 2009 года появилась функция приватного контента на Amazon CloudFronts. В 2010 году это распространилось и на стриминг-контент.
Что касается компании Netflix, необходимость геоблокировки объясняется тем, что данный контент-провайдер также предоставляет информацию, принадлежащую другим вендорам. Этот контент лицензирован и подлежит защите авторского права.
Кроме того, большая часть авторских прав является эксклюзивными или территориальными, опираясь на такие факторы, как производство фильмов и продюсирование. Эти лицензии по закону делают контент доступным в определённых регионах, поэтому Netflix не имеет права транслировать данные в других локациях.
Что характерно, Парламент Европейского Союза в 2018 году наложил запрет на геоблокировки любого рода, кроме тех, которые вызваны наличием эксклюзивных прав у авторов контента. Таким образом, и Amazon, и Netflix используют геоблокировку на законных основаниях.
Геоблокировка как маркетинговый ход
Довольно часто компании, продающие товары и услуги, используют геоблокировку для того, чтобы увеличить продажи и скорректировать маркетинговую политику в зависимости от региона и рынка.
Это происходит так. Вы проживаете в Великобритании, но приехали во Францию в гости к родственникам. Вам срочно нужно сделать заказ на британском сайте для ваших детей, которые сейчас находятся в Лондоне.
Итак, вы вводите карту, проверяете размер и цвет одежды, нажимаете кнопку «купить». Затем видите сообщение: «Вы перенаправлены на французскую страницу этого вебсайта». Здесь вам ожидает неприятный сюрприз: желанный товар или недоступен, или стоит в два раза дороже.
Европейская Комиссия провела расследование и выяснила, что только 37% потенциальных потребителей в 2018 году смогли довести до конца заказ онлайн, в связи с тем, что большинство компаний применяют технологии геоблокировки.
Поэтому ЕС пришёл к выводу, что геоблокировке в сфере электронной коммерции необходимо положить конец, что и было сделано в декабре 2018 года. Однако есть один случай, при котором коммерческая компания имеет право на геоблокировку.
Если при пересылке/доставке товара законодательство другой страны взимает дополнительную пошлину, либо это оказывает ущерб финансовому состоянию компании, фирма может блокировать доступ к продукции пользователям по географическому принципу.
Увы, несмотря на то, что законодательство в этой сфере усовершенствуется, находятся компании (и таковых немало), которые применяют блокирующие технологии, как маркетинговую уловку, поднимая продажи. К сожалению, не все пользователи в курсе незаконности данных действий — и продолжают «вестись» на эти уловки, что говорит о необходимости информирования широких масс о том, что происходит в электронной коммерции на данный момент.
Как обойти геоблокировку?
Как видим, у пользователей то и дело возникают ситуации, при которых клиент будто бы прав (оплатил подписку, хочет заказать товар), но в то же время не может ничего поделать с системой блокирования.
В таких случаях вам помогут специальные инструменты для обхода блокировок, такие как VPN, Smart DNS, Tor, прокси. У каждого из них свои функции, которые нужно учитывать, делая выбор в пользу той или другой программы.
Например, VPN не только шифрует ваш IP-адрес и прячет местоположение, но и обеспечивает безопасное проведение транзакций с общественного Wi-Fi. Поэтому, если вы хотите оплатить подписку, сидя в ресторане в стране, где на интересующий вас канал действуют правила геоблокировки, вы должны знать, что хакеры могут вычислить ваше местоположение и получить доступ к банковскому аккаунту. Чтобы не случилось беды, вам понадобится VPN.
С другой стороны, если вам нужно просто посмотреть видео, стоит знать, что виртуальная приватная сеть немного тормозит работу устройства. А значит, можно попробовать программу полегче — например, Smart DNS или Tor. Но при этом учитывайте, что, скрыв местоположение (а этого достаточно для обхода геоблокировки), эти инструменты не смогут защитить информацию, у которой вы получили доступ. Так что решать вам — в зависимости от поставленных задач.
Автор: Анастасия Шкуро