default-logo

Знакомство с ПИФами



_dux0938nПаевые инвестиционные фонды (далее ПИФы) это наиболее удобный инструмент для инвестирования на фондовом рынке. Главная идея в том, что средства широкой группы инвесторов объединяются в инвестиционном фонде, управляются профессиональным портфельным менеджером под жестким контролем государства в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Широкому кругу инвесторов интересны преимущественно ПИФы акций. Поэтому в этой заметке речь пойдет именно о них.

ПИФ упрощает задачу инвестора, но не решает ее полностью. Для того, чтобы заработать на ПИФах нужно его правильно выбрать. И здесь есть два направления движения: инвестиции в индексный ПИФ или поиск ПИФа акций, которым управляет талантливый портфельный менеджер.

Индексный ПИФ.

Стратегия индексных фондов основана на постоянной структуре активов вне зависимости от рыночной коньюктуры. Главная задача портфельного менеджера максимально приблизить структуру портфеля фонда к структуре индекса одной из российских бирж: ММВБ или РТС. Таким образом, снижается риск получить доходность меньше, чем доходность в среднем по рынку (это и есть индекс).

Кроме того, за счет минимального объема торговых операций индексный ПИФ более экономичен в плане издержек и вознаграждения управляющей компании. И последнее, в индексном ПИФе нет риска смены портфельного менеджера, то есть ухудшение качества управления практически не возможно.



Выбрать индексный ПИФ относительно просто. Нужно посмотреть результаты доходности этого фонда за последние годы и сделать сравнение с индексом ММВБ по каждому году. Если результаты стабильны, значит, управляющая компания отработала технологию. Важным моментом, особенно в кризисное время, является сумма активов в управлении — чем их больше, тем больше внимания будет уделяться фонду.

Стоит иметь ввиду, что далеко не каждый индексный ПИФ показывает результаты на уровне индекса или лучше него. Поэтому даже этот простейший финансовый инструмент следуют подвергнуть тщательной проверке, прежде чем начинать работать с ним.

ПИФ акций.

Если управление индексным ПИФов – это скорее технология, то управление ПИФов акций более важную роль играет талант портфельного менеджера. Талант этот отыскать сложно по следующим причинам.

На фондовом рынке очень много случайного, а, следовательно, временного успеха. И, управляющие ПИФами в этом плане не исключение. История знает немало примеров, когда тот или иной ПИФ получал преимущество за счет единовременного, а зачастую и единственного верного решения портфельного менеджера.

Здесь стоит отметить, что как только фонд достигает более или менее выдающихся результатов и претендует на лидерство, то маркетинговый и PR подразделения управляющей компании начинают работать на полную мощь. Появляется реклама, с фокусом именно на этот успех, максимально растягиваемый на промежутки времени. Например, если фонд рискнул по-крупному и вышел в деньги накануне сильного падения (риск в том, что падения могло и не быть), улучшил доходность на 25%, то полученный результат можно спроецировать как на предыдущие 2 года работы ПИФа, так и на последующие 2 года. Результат будет лучше рынка, как в первом, так и во втором случае. На эту удочку обычно и попадается неискушенный инвестор.

При выборе ПИФа акций следует интересоваться, как часто удается портфельному менеджеру обыгрывать рынок. Для этого нужно сравнивать доходность фонда с биржевым индексом за разные промежутки времени. Следует также знать, кто именно управляет портфелем ПИФа (некоторые опрометчиво думают, что этим занимается генеральный директор управляющей компании, часто мелькающий в прессе).

Конечно для того, чтобы давать оценку стратегии, нужно обладать некоторыми знаниями о стратегиях вложения денег на рынке акций и собирать информации о том, какой стратегии придерживается тот или иной портфельный менеджер. Информацию можно получать как из прессы, на сайте управляющей компании, а также на возможных встречах с инвесторами, которые иногда организуются управляющими компаниями. Конечно такой подход – это регулярные исследования, но они стоят того, чтобы знать в лицо лучших профессионалов и доверять деньги именно им.

В заключении пара сравнений с западной практикой.

За рубежом индексные фонды, как категория, являются крупнейшими по объему средств в управлении. В частности это происходит за счет того, что западные инвесторы более финансово грамотны и уже в состоянии отличить «синицу в руке от журавля в небе». В России же даже крупные управляющие компании могут позволить себе не иметь в линейке продуктов индексного ПИФа (это самый низко рентабельный, а, следовательно, наименее экономически выгодный ПИФ для управляющей компании).

На развитых финансовых рынках есть понятие «звездных» портфельных менеджеров, личные профессиональные успехи которых широко известны. В России же примерно 98% инвесторов ПИФ не знают своего портфельного менеджера. Хотя, судя по небольшому количеству денег в индексных фондах, они явно стремятся к результатам выше средних.

Владимир Горбунов, финансовый консультант


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ