Донецкий план Порошенко: новая тактика борьбы с ополчением

Донецкий план Порошенко: новая тактика борьбы с ополчением Аналитика

Украинские власти понимают, что взятие Славянска и Краматорска не приблизило победу в войне против ополчения Юго-Востока. Поэтому Петр Порошенко, по всей видимости, изменит тактику ведения антитеррористической операции.

Донецкий план Порошенко: новая тактика борьбы с ополчением

Большая часть аналитиков и даже ряд лояльных украинской администрации чиновников признают, что взятие Луганска и особенно Донецка будет непростой задачей. Прежде всего потому, что украинская армия не сможет применить свою единственно успешную в сложившейся ситуации стратегию – массированные удары позиций ополченцев. Отметим, что речь идет именно о вероятном отказе от использования данной стратегии — несмотря на обещание Порошенко, что в Донецке не будут применяться такие методы ведения силовой операции как в Славянске, Краматорске, Луганске, по городу уже был нанесен авиаудар.

Во вторник силовики заявили, что их планы по наступлению на Донецк и Луганск станут «неприятным сюрпризом» для ополченцев, однако детали плана пока раскрыты быть не могут, заявили в пресс-службе Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).

«Детали плана разглашать не будем, но эти действия станут неприятным сюрпризом», — цитирует пресс-служба слова пресс-секретаря информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Андрей Лысенко.

Но некоторые предположения о том как будет дальше развиваться силовая операция все же сделать можно.

Использование ракетно-бомбовых ударов силовиками при осаде Донецка представляется маловероятным по ряду причин. Так, они чреваты серьезной гуманитарной катастрофой с международными последствиями — речь идет не о стотысячном Славянске, а о городе-миллионнике. Там «невозможно применять штурмовую авиацию и артиллерию при военных операциях. Более 900 тысяч оставшихся в Донецке жителей эвакуировать невозможно, и некуда», — заявил мэр города Александр Лукьянченко. Кроме того, бомбардировки могут вызовать мобилизацию местного населения и усиление антиукраинских настроений в обоих городах. Наконец, бомбовые удары по Донецку вызовут неизбежные осложнения между Петром Порошенко и Ринатом Ахметовым, у которого в Донецке серьезные бизнес-интересы.

Именно поэтому Порошенко избрал новую тактику борьбы с ополчением. Основывается она, по всей видимости, на нескольких шагах, которые уже подвергаются обоснованной критике.

Прежде всего украинская армия намерена взять города в блокаду, и через лишение их снабжения вкупе с отдельными военными операциями ослаблять отряды ополченцев.

Так, военные рапортуют, что кольцо вокруг Донецка уже замкнулось. «Донецк заблокирован для выезда боевиков с оружием. В то же время он не блокирован для выезда мирных жителей, которые могут свободно выезжать из города, предъявляя свои документы, и показывая, что у них в автомобилях нет оружия и взрывчатых веществ», — отметил советник министра внутренних дел Антон Геращенко. Столица ЛНР, по его словам, тоже на грани падения. «Сегодня наши войска стоят на окраинах Луганска, и дальнейших перспектив у луганских террористов нет», — отмечает чиновник. Однако представители Новороссии говорят о том, что кольца пока нет, и добавляют, что у украинской армии просто технически не хватит сил для блокады таких больших городов. В свою очередь если украинские войска растянут коммуникации, диверсионные отряды ополченцев получат больше простора и возможностей для нанесения серьезных ударов по позициям украинских войск.

Вторым элементом плана является взятие под полный контроль российско-украинской границы.

В этом случае украинским властям удастся лишить ополченцев притока российского оружия и добровольцев. Пока с реализацией этого плана тоже серьезные проблемы — подконтрольные ополченцам пограничные пункты держат оборону, а даже если они падут, то опять возникает проблема с нехваткой войск. Российско-украинская граница изобилует различными тропами и ходами, и перекрыть ее украинская армия не может. Более того, войска, вклинившиеся с юга вдоль границы между ЛНР и ДНР с Россией, представляют из себя отличную мишень для любой контратаки.

Наконец, третий — и самый важный — элемент плана Порошенко состоит в простом ожидании.

Он понимает, что вырвавшийся из славянского котла Игорь Стрелков начнет наводить порядок в организационной структуре ДНР, зачищать ее от людей Ахметова. Возможно, Порошенко рассчитывает, что подобные организационные чистки в краткосрочной перспективе ослабят ополченцев, и позволят Киеву получить новых союзников в Донецке.

Одним из основных слабых мест этого плана (помимо невысоких шансов на реализацию) является его долгосрочный характер. Майдан требует быстрых решений, поэтому Порошенко провел существенные кадровые перестановки в силовом блоке, назначив на важнейшие посты своих безоговорочных сторонников. Одним из них, в частности, стал министр обороны Валерий Гелетей. При первом оранжевом президенте Викторе Ющенко Гелетей возглавлял службу Госохраны. Многим тогда он запомнился двумя моментами — резким карьерным взлетом (в 2007 году он стал сначала генерал-майором, а затем генерал-лейтенантом, а затем уже в 2008 году получил звание генерал-полковника) и достаточно резонансными заявлениями о готовящихся покушениях на главу государства.

При этом у президента, по его мнению, остается козырь, который можно выложить в момент, когда станет ясно, что реализация плана безнадежно буксует — начало переговорного процесса. И поскольку инициатива и военное преимущество будет на стороне украинской армии, то, возможно считает Порошенко, вести эти переговоры он сможет именно с позиции сильного.

Однако у этого джокера есть один слабый момент — легитимность. Идея сработала бы, но лишь в том случае, когда у центральной власти есть реальные полномочия и кредит доверия со стороны населения. По обоим пунктам у официального Киева есть существенные проблемы.

Так, февральская революция атомизировала власть на Украине, в ряде мест (в том числе и столице) люди живут по принципу Мао «винтовка рождает власть». Серьезное влияние на процесс принятия решений имеют олигархи, прежде всего Игорь Коломойский, а также организованные участники Майдана из числа Правого Сектора и сотен Самообороны. Последние через участие в революции получили сакральный имидж, который препятствует любым попыткам власти заставить их признать сложившийся политический статус-кво. Их даже не может заставить покинуть Майдан, избранный главой столицы Виталий Кличко.  Он  вынужден был признать, что центр Киева стал небезопасным местом. И естественно они выступят резко против любых серьезных компромиссов с восставшим востоком, которые будут озвучены во время переговоров.

Возможно, власть смогла бы убедить их, если бы имела хотя бы не серьезные полномочия, а некоторый кредит доверия – однако, скорее, ей будет отказано и в этом. Социально-экономические проблемы, с которыми столкнется Украина в ближайшие месяцы, может подорвать надежды, которые население связывает с Петром Порошенко, а влияние условной победы в Славянске и Краматорске поблекнет через нескольких месяцев.

Автор: Геворг Мирзаян

Stockinfocus.ru