Что Всемирный банк напророчил России?

Что Всемирный банк напророчил России? Аналитика

Всемирный банк ухудшил свой прогноз состояния экономики России на 2015–16 годы. Вместо стагнации эксперты банка теперь прогнозируют в качестве наиболее вероятного сценария на 2015 год рецессию. Но так ли тревожна ситуация?

Что Всемирный банк напророчил России?

Всемирный банк (ВБ) прогнозирует продолжающееся падение цен на нефть и затруднение доступа к международным финансовым рынкам, которое российские компании испытывают из-за санкций. Это приведет к сокращению инвестиций и снижению внутреннего потребительского спроса.

Базовый сценарий исходит из того, что средняя цена на нефть в 2015 году составит 78 долларов за баррель, а в 2016 – 80 долларов, соответственно в новом году российский ВВП сократится на 0,7%, но в 2016 вырастет на 0,3%. Напомним, что российское правительство прогнозировало рецессию (спад ВВП) в 2015 году на 0,8%.

Всемирный банк составляет три сценария, которые он определил как базовый, оптимистичный и пессимистичный.

Оптимистичным применительно к России банк теперь считает сценарий, при котором средняя цена на нефть в 2015 году составит 85 долларов за баррель, а в 2016 – 90. В этом случае Россия в будущем году отделается стагнацией (ростом, близким к нулю), а в 2016-м ее ВВП прибавит 0,5%.

При пессимистичном сценарии средняя цена нефти в 2015 году составит 70 долларов, в 2016 – 72, а падение ВВП в 2015 году достигнет 1,5%. В 2016 году все же восстановится слабый рост в 0,3%.

Что Всемирный банк напророчил России?

В сентябре Всемирный банк базовым сценарием на 2015 год называл стагнацию. Рецессия считалась возможной лишь при пессимистичном сценарии.

«Основной причиной дополнительного сокращения экономического роста в рамках пессимистичного сценария является более серьезное снижение потребления как в 2015 году, так и в 2016-м. Сокращение роста экономики и падение уровня реальных заработных плат в результате может привести к «замкнутому кругу» для потребления», – отмечает ведущий экономист ВБ по России Биргит Хансл.

Свою экспертную оценку прогнозам ВБ дал директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин:

Многие инвесторы сейчас размышляют, стоит ли им рисковать своим капиталом, приходя на российский рынок. Но это касается в основном тех, кто не инвестировал в Россию раньше и не до конца понимает, как в России делать бизнес. Россия намерена развивать торговые связи с теми партнерами, с которыми у нее за последние годы не было серьезных отношений, в том числе с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Многое, что связано с этим регионом, перспективно для России. Там есть хороший финансовый сектор, биржи, доступ к капиталу.

Несмотря на то, что сейчас мы наблюдаем сокращение инвестиционной деятельности, в 2015 году с высокой долей вероятности рост инвестиций продолжится в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, крупнейших нефтегазодобывающих регионах (Тюменская область, Ненецкий АО), наиболее развитых республиках Поволжья (Татарстан и Башкортостан).

У перечисленных регионов есть накопленный потенциал роста, поэтому режим санкций на них скажется в последнюю очередь.

Что Всемирный банк напророчил России?

В сложившейся ситуации нам нужно внимательно изучить опыт других государств, подвергавшихся международным ограничениям, в том числе и существенно более жестким, чем Россия. Ведь совсем недавно нашим «собратом» по санкциям был Китай – вторая (а по некоторым подсчетам – первая) экономика мира.

После разгона протестного лагеря на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году против Китая по инициативе США «Большой семеркой» были введены экономические санкции, предусматривающие ограничения на кредитование, запрет на поставки оружия и технологий, полную политическую изоляцию вплоть до разрыва дипломатических отношений на высоком уровне.

Китай в ответ предпринял ряд контрмер. Прежде всего, начал диверсификацию своих экономических связей в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, впервые со времен Мао Цзэдуна начал укреплять политические связи с СССР, а также продолжил курс на экономические реформы, которые начались еще в 1978 году. Китай изначально пытался привязать к своей экономике и Японию, и Южную Корею, и США, и Европу.

Более того, Китай громко заявил, что те компании, которые санкции не поддержат, получат определенные преференции. И такие нашлись, например Motorola, Nokia, Siemens, Sony. В последующем они получили большие преференции на рынке Китая. Если говорить о цифрах, то в год введения санкций рост ВВП упал с 9,5 до 2,5%, однако в 1992 году (за год до их отмены) он составил уже 12,8%!

В условиях сокращения внешних инвестиций нужно развиваться прежде всего за счет внутренних ресурсов. Государство и его финансовая система должны оказать самую активную поддержку малым и средним предприятиям (в том числе и с иностранным участием) реального сектора экономики.

Что Всемирный банк напророчил России?В общем, без жесткого протекционизма и поддержки своей экономики нам не обойтись.

Проблема в том, что российский реальный сектор наряду с дорогими кредитами, высокими налогами, дефицитом квалифицированных сотрудников буквально задавлен неподъемными тарифами на газ, электроэнергию и грузовые перевозки.

В том же Китае экономический и инвестиционный подъем обеспечили финансовые организации, созданные правительством, а также госкорпорации и госкомпании, получавшие правительственные субсидии. Дешевые кредитные средства китайские компании преимущественно тратили на создание промышленных мощностей.

Автор: Ната Марк

Stockinfocus.ru