Повышение ставок ФРС не приведет к снижению инфляции пока государственные расходы остаются высокими

Председатель ФРС Джером Пауэлл заявил в пятницу, что центральный банк несет “безусловную” ответственность за снижение инфляции Экономика

Председатель ФРС Джером Пауэлл заявил в пятницу, что центральный банк несет «безусловную» ответственность за снижение инфляции, и выразил уверенность, что он “выполнит свою работу”, сообщает Джефф Кокс на CNBC.

Но документ, опубликованный на том же саммите в Джексон-Хоул, штат Вайоминг, где выступал Пауэлл, предполагает, что политики не могут справиться с этой задачей самостоятельно и фактически могут усугубить ситуацию агрессивным повышением процентных ставок.

В текущем случае инфляция в значительной степени обусловлена бюджетными расходами в ответ на кризис Covid, и простого повышения процентных ставок будет недостаточно, чтобы снизить ее, пишут исследователи Франческо Бьянки из Университета Джона Хопкинса и Леонардо Мелози из ФРБ Чикаго в белой книге, опубликованной в субботу утром.

Председатель ФРС Джером Пауэлл заявил в пятницу, что центральный банк несет “безусловную” ответственность за снижение инфляции
Председатель ФРС Джером Пауэлл. Фото CNBC.

“Недавние фискальные интервенции в ответ на пандемию Covid изменили представления частного сектора о бюджетной структуре, ускорив восстановление, но также определив рост бюджетной инфляции”, — говорят авторы. “Этот рост инфляции нельзя было предотвратить простым ужесточением денежно-кредитной политики”.

Таким образом, ФРС может снизить инфляцию “только тогда, когда государственный долг может быть успешно стабилизирован с помощью надежных будущих бюджетных планов”, добавили они. В документе предполагается, что без ограничений в бюджетных расходах повышение ставок приведет к удорожанию долга и росту инфляционных ожиданий.

Ожидания имеют значение

В своей речи в Джексон-Хоуле Пауэлл сказал, что три ключевых принципа, определяющих его нынешние взгляды, заключаются в том, что ФРС в первую очередь несет ответственность за стабильные цены, общественные ожидания имеют решающее значение, и центральный банк не может отступить с пути, который он выбрал для снижения цен.

Бьянки и Мелоси утверждают, что обязательств со стороны ФРС просто недостаточно, хотя они согласны с аспектом ожиданий.

Вместо этого, они говорят, что высокий уровень федерального долга и продолжающееся увеличение расходов со стороны правительства способствуют укреплению общественного мнения о том, что инфляция останется высокой. Конгресс потратил около 4,5 триллионов долларов на программы, связанные с Covid, согласно USAspending.gov . Эти расходы привели к дефициту бюджета в размере 3,1 трлн долларов в 2020 году, дефициту в размере 2,8 трлн долларов в 2021 году и дефициту в размере 726 млрд долларов за первые 10 месяцев финансового 2022 года.

Следовательно, федеральный долг составляет около 123% от валового внутреннего продукта — немного ниже рекордных 128% в 2020 году, пораженном Covid, но все же значительно выше, чем в 1946 году, сразу после разгула расходов во время Второй мировой войны.

“Когда бюджетные дисбалансы велики, а доверие к бюджету ослабевает, денежно-кредитным органам (в данном случае ФРС) может стать все труднее стабилизировать инфляцию вокруг желаемой цели”, — говорится в документе.

Более того, исследование показало, что если ФРС продолжит снижать ставки, это может усугубить ситуацию. Это потому, что более высокие ставки означают, что государственный долг в размере 30,8 трлн долларов становится более дорогостоящим для финансирования.

Поскольку ФРС повысила базовые процентные ставки на 2,25 процентных пункта в этом году, процентные ставки казначейства взлетели. Согласно данным Федеральной резервной системы, во втором квартале проценты, выплаченные по общему долгу, составили рекордные 599 миллиардов долларов с учетом сезонных колебаний в годовом исчислении.

«Порочный круг»

В документе, представленном в Джексон-Хоул, предупреждается, что без ужесточения фискальной политики “возникнет порочный круг повышения номинальных процентных ставок, роста инфляции, экономической стагнации и увеличения долга”.

В своем выступлении Пауэлл сказал, что ФРС делает все возможное, чтобы избежать сценария, подобного сценарию 1960—х и 70-х годов, когда растущие государственные расходы в сочетании с нежеланием ФРС поддерживать более высокие процентные ставки привели к годам стагфляции — или медленному росту и росту инфляции. Это условие сохранялось до тех пор — председатель ФРС Пол Волкер провел серию экстремальных повышений ставок, которые в конечном итоге привели экономику к глубокой рецессии и помогли обуздать инфляцию в течение следующих 40 лет.

“Сохранится ли продолжающееся инфляционное давление, как в 1960-х и 1970-х годах? Наше исследование подчеркивает риск того, что подобная устойчивая модель инфляции может характеризовать предстоящие годы ”, — написали Бьянки и Мелоси.

Они добавили, что “риск постоянной высокой инфляции, с которой сталкивается экономика США сегодня, похоже, объясняется скорее тревожным сочетанием большого государственного долга и ослабления доверия к фискальной системе”.

“Таким образом, рецепт, используемый для победы над Высокой инфляцией в начале 1980-х годов, может оказаться неэффективным сегодня”, — сказали они.

Инфляция несколько снизилась в июле, во многом благодаря падению цен на бензин. Однако были свидетельства того, что это распространяется на экономику, особенно на расходы на продукты питания и аренду. За последний год индекс потребительских цен вырос на 8,5%. Индикатор “усеченного среднего” ФРБ Далласа, любимый критерий центральных банков, который отражает экстремальные максимумы и минимумы компонентов инфляции, зарегистрировал 12-месячный темп в 4,4% в июле, что является самым высоким показателем с апреля 1983 года.

Несколько факторов

Тем не менее, многие экономисты ожидают, что несколько факторов будут способствовать снижению инфляции, помогая ФРС выполнять свою работу.

“Маржа будет падать, и это окажет сильное понижательное давление на инфляцию. Если инфляция будет падать быстрее, чем ожидает ФРС, в течение следующих нескольких месяцев — это наш базовый сценарий — ФРС сможет вздохнуть спокойнее ”, — написал Иэн Шепердсон, главный экономист Pantheon Macroeconomics.

Эд Ярдени из Yardeni Research сказал, что Пауэлл в своей речи не признал ту роль, которую повышение ставок ФРС и сворачивание программы покупки активов оказали на укрепление доллара и замедление экономики. Доллар в понедельник достиг самого высокого уровня почти за 20 лет по сравнению с корзиной своих аналогов.

“Таким образом, [Пауэлл] может вскоре пожалеть о том, что перешел к более ястребиной позиции в Джексон-Хоуле, что вскоре может заставить его снова перейти к более мягкой позиции”, — написал Ярдени.

Но в документе Бьянки-Мелози подчеркивается, что для снижения инфляции потребуется нечто большее, чем просто обязательство повысить ставки. Они расширили аргумент, включив в него вопрос “что, если”: что произошло бы, если бы ФРС начала повышать ставки раньше, потратив большую часть 2021 года на то, чтобы отвергнуть инфляцию как ”временную” и не гарантировать ответную политику?

“Повышение ставок само по себе не предотвратило бы недавний всплеск инфляции, учитывая, что [большая] часть увеличения была вызвана изменением предполагаемого сочетания политики”, — написали они. “Фактически, повышение ставок без соответствующей бюджетной поддержки может привести к бюджетной стагфляции. Вместо этого преодоление постпандемической инфляции требует взаимосогласованной денежно-кредитной и фискальной политики, обеспечивающей четкий путь как к желаемому уровню инфляции, так и к приемлемости долга ”.

Stockinfocus.ru