Российские либералы уверены, что только понтифик заставит президента РФ сменить свой политический курс.
Папа Франциск второй раз встретится с Владимиром Путиным, «такие контакты уже становятся доброй традицией», — прокомментировал высокопоставленный прелат ватиканской администрации сообщение о предстоящей встрече главы Римско-католической церкви с президентом России, назначенной на 10 июня.
Президент планирует побывать в Италии с визитом, во время которого посетит всемирную выставку «ЭКСПО-2015» в Милане, как сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков — возможно, посетит Ватикан и встретится с Папой Римским Франциском.
Сообщение вызвало приятное кудахтанье в среде российских либералов – наконец-то «адского» Путина направят на путь истинный, как заявил политолог телеканала «Дождь» Станислав Белковский, мол, убедить президента России Владимира Путина изменить политическую линию могут только три человека — Папа Римский Франциск, экс-президент США Билл Клинтон и экс-премьер Великобритании Тони Блэр.
Скорее, будет наоборот – считает политолог, профессор Сергей Черняховский – Папа Франциск придерживается антиамериканских взглядов и отстаивает интересы стран третьего мира.
Но оппозицию это не смущает, и Папу уже назначили «нейтральным» переговорщиком, который сможет внедрить в сознание Путина необходимость поговорить о санкциях. И более того, оказывается, на предстоящей встрече речь пойдет чуть ли не о политическом обмене пленными (возможно, Савченко на «ГРУшников»).
«Либеральная публика напоминает собрание известных городских жителей в «12 стульях», ждущих, когда заграница им поможет, и пережевывающих вопросы о том, что советская власть скоро падет. Поэтому ее мнение в большинстве случаев просто неинтересно», — говорит Сергей Черняховский.
Тем не менее, понтифик – не просто служитель культа, так сложилось исторически, что Папы Римские обычно активно влезают в политику, а Иоанн Павел II смог своим влиянием добиться кризиса Советского Союза и содействовал его скорейшему развалу – в общем, приложил свою святую длань.
В свое время Горбачев вел долгие дискуссии и часто встречался с главным католиком западного мира. Не повторит ли Путин историю «горбачевщины»?
Какой смысл Путину встречаться с Папой Римским, есть ли в этой встрече политический аспект?
Сергей Черняховский: Путин — один из мировых лидеров, Папа Римский возглавляет очень значимую конфессию, кроме того, конкретно этот
Папа Франциск – достаточно интересная «антиамериканская» фигура. Он бывший иезуит — иезуиты 30 лет боролись с проамериканским влиянием католической церкви, но это своя большая история. Встреча естественная – Путин много с кем встречается.
Другой вопрос — какую занимать позицию, и как отстаивать свою, потому что Горбачев был так опьянен тем, что с ним Папа Римский встречается, что вообще все сдал на свете. Но влияние Папы достаточно существенно.
Папа Римский в истории вообще больше политик, чем служитель культа?
Ну, естественно, его влияние через систему тех, кто признает его авторитет, достаточно большое. Иоанн Павел II сумел использовать свое влияние, три человека — Рейган, Тэтчер и Иоанн Павел II смогли добиться кризиса Советского Союза, хотя они вступили на свои посты тогда, когда СССР был безусловным лидером в мире.
А если политик, то чьи интересы традиционно он отстаивает?
Ну, дело не в «глобальном тайном обществе». Принцип иезуитов всегда заключался в том, что торжество вещей славы господней оправдывает любые средства.
Последние 30 лет, исходя из этого и поддерживая авторитет ордена и бога, иезуиты занимали достаточно «левую» позицию, там были свои интриги и борьба. Вообще большой вопрос — Иоанн Павел II от массы болезней ли скончался сам, или иезуиты ему «помогли».
Они отстаивают интересы церкви, при этом они в значительной степени опираются на не на самые богатые слои общества – а Франциск у нас из Латинской Америки. И, естественно, поскольку он представляет Латинскую Америку, то достаточно скептически относится к США. А данный Папа в любом случае не «проамериканист».
Вот Вы вспомнили про Горбачева, который часто встречался с Папой Римским и на различных международных мероприятиях, и тет-а-тет, это все запомнили сближение – сейчас повторение истории?
Да Горбачев же такой человек был – ему «романтика» мировой элиты ударила в голову – его пальчиком поманят, и он уже тает.
Горбачев даже не понял, когда потом его уже принимал Рейган, подарил шляпу техасских пастухов, и по $5 тыс. гости платили за фотографию с Горбачевым – он этим гордится до сих пор, он не понимает, что это была фотография бывшего кесаря полумира в шутовской шапке. Так что если говорить про понтифика – дело ж не во встречах, дело в том, кто встречается.
Путин историю не повторит?
Он пытается исправить все то, что натворил Горбачев.
Понятно. А вообще влияние понтифика на Россию ведь, по сути, не распространяется? Однако, очевидно, у католиков есть интерес на Украине.
Есть определенные контакты с РПЦ, есть, естественно, сложные настроения РПЦ против визита Папы Римского в Россию. Вместе с этим есть позиции, где Патриарх и Папа выступают, в общем-то, со схожих позиций, в отстаивании базовых ценностей.
Поэтому тут сложная достаточно ситуация, есть, о чем разговаривать с нынешним римским престолом и в частности искать точки соприкосновения.
То есть конфронтации особой нет?
Конфронтации нет, есть напряжение в отношении церквей. Там много аспектов взаимоотношений уровня иезуитов и францисканского ордена, и собственно, всегда были соперничающие ордена.
И вот приход иезуита, который принимает имя Франциска в память о Франциске Ассизском, — это, по сути дела, дает основание говорить об определенном блоке – союзе разных орденов в борьбе против угроз всей системе традиционных классических ценностей и их противостоянии попыткам превратить католическую религию в нечто всеядное, отказывающееся от принципов, принимающее все движения распада современного мира и так далее.
Очень условно говоря, орден Францисканцев – это в рамках церкви нечто подобное идеологическому отделу ЦК КПСС, точнее, отдел Агитпроп, а орден иезуитов – это нечто подобное, условно, Комитету госбезопасности. И теперь эти два отдела выступают за целостность системы, хотя всегда они в том случае, о котором я говорю, конкурировали и боролись друг против друга.
Вы сказали, что понтифик придерживается «левых» взглядов?
Во всяком случае, не проамериканских – в этом смысле. Он представляет, скорее, группы стран третьего мира, Латинской Америки – он достаточно левый.
Политолог с «Дождя» Белковский буквально неделю назад заявил, что убедить президента России Владимира Путина изменить политическую линию могут только три человека, и среди них почему-то Папа Римский Франциск. Может ли понтифик в чем-то убедить Путина?
Ну, у либеральной публики все время складывается такое мнение странное. Либеральная публика напоминает собрание известных городских жителей в «12 стульях», ждущих, когда заграница им поможет, и пережевывающих вопросы о том, что советская власть скоро падет.
Поэтому ее мнение в большинстве случаев просто неинтересно, вот просто неинтересно даже для анализа позиции врага – это люди, выпавшие из реальности. Что значит «убедить Путина»? Заставить его отказаться от своих позиций? У него выношенная позиция, достаточно твердая, я думаю, что он сможет находить общий язык с Франциском, но если встанет вопрос, чтобы отказываться от принятых постулатов – он этого делать не будет.
Также есть информация, что этот «нейтральный переговорщик» Папа Римский – вообще, насколько он может быть нейтральным – на встрече должен был бы обсудить вопрос об условном обмене Савченко на российских «ГРУшников»? Может ли понтифик в таком качестве выступить?
Сергей Черняховский: Путин не будет вести переговоры об отмене санкций в принципе, потому что он не считает это предметом переговоров. Тут есть у него такие здоровые общественно-политические установки. Вот ты начни переговоры, а тебя шантажировать начнут.
Тем более, что санкции России полезны. А обмен тех, кого на Украине называют «ГРУшниками» – ГРУшники они не ГРУшники, из-за двух человек разговор на таком уровне может быть каким-то побочным, поэтому сомневаюсь. Разговор об актуальных проблемах мира пойдет. Но позиция Путина простая – переговоров по поводу отмены санкций не будет, и по обмену – тоже вряд ли.
Это не уровень верховного главнокомандующего – вести переговоры с кем-то о возвращении двух добровольцев, это решается на других уровнях.
Автор: Елена Рычкова