Fitch и S&P опубликуют решения по кредитному рейтингу России

Fitch и S&P опубликуют решения по кредитному рейтингу России Новости

Международные рейтинговые агентства S&P и Fitch опубликуют решения по кредитному рейтингу РФ. Эксперты единогласны — негативных изменений рейтингов не будет, а позитивные корректировки прогнозов по рейтингам возможны, но пока также маловероятны.

Предыдущими действиями от S&P и Fitch по России были подтверждения рейтингов страны. Так, 17 апреля агентство S&P подтвердило рейтинг РФ на спекулятивном уровне «BB+», а 3 июля Fitch оставило на прежнем инвестиционном уровне российский рейтинг «BBB-«. Оба агентства сохраняют «негативный» прогноз по России.

Fitch и S&P опубликуют решения по кредитному рейтингу России
Fitch и S&P опубликуют решения по кредитному рейтингу России

Ситуация в макроэкономике РФ с момента предыдущих оценок S&P и Fitch не претерпела негативных изменений, обращают внимание экономисты. Наоборот, российская экономика сейчас стабилизируется.

«Мы не ожидаем изменений. Россия делает то, что обещала: нет интервенций, рубль в свободном плавании, бюджетная политика очень взвешенная. Так что однозначных триггеров для пересмотра нет», — говорит главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский. По его словам, многие негативные факторы уже отражены в спекулятивном рейтинге агентства S&P, а вот инвестиционный рейтинг от Fitch встречает риски со стороны цен на нефть и ухудшения прогнозов по ВВП.

Тем не менее, ранее в октябре министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявлял о том, что не ожидает пересмотра российского рейтинга от Fitch в сторону понижения. Кроме того, в сентябре старший директор Fitch Чарльз Севиль заявлял, что агентство сохранит инвестиционный рейтинг РФ.

«Экономическая динамика последних нескольких месяцев скорее свидетельствует о стабилизации. На данный момент вряд ли можно говорить о каких-то значительных изменениях в худшую или лучшую сторону. А ухудшение прогнозов ВВП не носит радикального характера и качественно картины не меняет», — полагает профессор кафедры мировой экономики при дипломатической академии МИД РФ Ярослав Лисоволик.

Прогнозы снижаются быстрее ВВП

Пожалуй, единственным наиболее заметным изменением в макроэкономической картине с апреля-июля по данный момент стали неоднократные пересмотры прогнозов по динамике российского ВВП в 2015-2016 гг. В частности, в мае Минэкономразвития прогнозировало снижение ВВП на 2,8% в 2015 г. и рост на 2,3% в 2016 г. Текущий прогноз министерства предполагает снижение ВВП на 3,9% по итогам 2015 г. и рост лишь на 0,7% в следующем году.

Кроме того, прогнозы МВФ также ухудшились за последние несколько месяцев. Свежий октябрьский прогноз фонда предполагает падение ВВП России в 2015 г. на 3,8% против снижения на 3,4% в июле. А в 2016 г. МВФ ждет спад ВВП на уровне 0,6% против роста на 0,2% по июльскому прогнозу.

По данным Росстата, ВВП России в физическом выражении в первом квартале 2015 г. снизился на 2,2%, во втором — на 4,6%. Данные по третьему кварталу пока не публиковались.

«Корректировка прогнозов по ВВП фундаментально не меняет картину для рейтинговых агентств. Тем более, агентства ожидали, что рецессия будет углубляться. Мы не видим серьезных поводов для того, чтобы пересматривать рейтинги», — отмечает старший стратег Sberbank CIB Владимир Пантюшин. По его словам, ни для кого не секрет, что Россия сейчас проходит через период рецессии. «Вопрос, когда из нее будет выход. В начале следующего года, в конце следующего года или это будет вообще 2017 год», — сказал он.

Накануне S&P изменило прогноз по снижению ВВП РФ в 2015 г. до 3,6% с 2,6% и понизило прогноз по его росту в 2016 г. до 0,3% с 1,9% из-за ожиданий более продолжительного периода слабого внутреннего спроса.

Тем не менее, прогнозы — это лишь мнения, а не факты, обращает внимание директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «Да, у нас кризис. Да, прогнозы в условиях кризиса будут ухудшаться, но это всего лишь прогнозы, а не констатация текущей ситуации. Если говорить про суверенный рейтинг, то в целом российское правительство и российский бюджет вполне достойно пережили снижение цен на нефть», — считает он.

По его словам, никаких серьезных внутренних негативных событий, способных повлиять на ухудшение конкурентоспособности российской экономики, не произошло, золотовалютные резервы не снижались, размер внешнего долга сокращался, дефицит бюджета находится в допустимых рамках и размер госдолга тоже остается на комфортном уровне.

Именно низкий уровень госдолга стал одним из основных аргументов S&P в пользу сохранения рейтинга в апреле. При этом эксперты агентства прогнозируют, что в 2015-2018 гг. Россия сохранит сдержанный уровень государственного долга.

Слабые надежды на стабилизацию прогнозов по рейтингам

Россия находится на очень приличном уровне по многим макроэкономическим показателям, отмечает руководитель дирекции долговых рынков «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Дудкин. «Даже на мировом фоне Россия не так плохо выглядит, как она выглядела в момент введения санкций и активной фазы украинского кризиса. Поэтому совершенно не ожидаю ухудшения ситуации. Скорее, правильнее ожидать постепенную стабилизацию прогнозов по рейтингам и перевод их на «стабильный» уровень с «негативного», — пояснил он.

В июне кредитный аналитик S&P Тревор Куллинан заявлял о том, что агентство может повысить прогноз по рейтингам РФ до «стабильного» с «негативного» в случае улучшения перспектив роста экономики и финансовой стабильности.

Уже несколько месяцев большинство наблюдаемых явлений свидетельствуют в пользу того, что ситуация в экономике складывается лучше, чем ожидалась, считает Дмитрий Дудкин из «Уралсиб Кэпитал».

По оценке профессора Ярослава Лисоволика, одним из позитивных факторов является таргетирование достаточно низкого уровня бюджетного дефицита, а Владимир Пантюшин из Sberbank CIB называет положительным стабилизацию международных резервов, которые с июля колеблются в пределах $360-370 млрд.

«В целом в экономике нет системных угроз. Внешний долг сокращается. Россия находится в хорошем положении с точки зрения долговой нагрузки, с точки зрения профицита торгового баланса», — говорит Дмитрий Дудкин.

В сентябре замминистра финансов РФ Максим Орешкин отмечал, что начиная со второй половины прошлого года, внешний долг погашается быстрыми темпами. Так, в 3-м квартале 2015 г. внешний долг РФ в годовом выражении снизился на 23,4% до $521,61 млрд.

Еще одним позитивным изменением стал приток капитала по итогам 3-го квартала, который Банк России зафиксировал впервые за 5 лет. Он составил $5,3 млрд при том, что годом ранее был зафиксирован отток в $7,4 млрд.

Выступая на форуме ВТБ «Россия зовет!» президент РФ Владимир Путин, заявил о том, что пик кризиса достигнут, а экономика РФ приспособилась к новым условиям. По его словам, приток капитала в третьем квартале 2015 г. говорит о том, что рынок чутко реагирует на происходящее в экономике.

Действительно, обстановка на российском долговом рынке в последнее время указывает на то, что инвесторы не опасаются снижения кредитных рейтингов РФ, а наоборот массированно скупают российские облигации на внутреннем рынке. «Несмотря на те опасения, что были год назад, несмотря на низкие цены на нефть, платежеспособность РФ сохраняется, спрос на российский риск есть», — говорит Владимир Брагин из УК «Альфа-Капитал».

Спрос на ОФЗ в ходе большинства аукционов российского Минфина уже несколько месяцев оказывается выше предложения в 2-4 раза. Размещение инфляционных ОФЗ на 20,2 млрд руб. на этой неделе прошло с ажиотажным спросом, который превысил объем предложения в 4,6 раза.

Еще одно свидетельство интереса к российским бумагам — заявления крупнейшего в США пенсионного фонда CalPERS с активами под управлением на $295 млрд, который 14 октября высказался о намерении нарастить свою позицию в российских облигациях. Российские ОФЗ с привязкой к инфляции составляют около 5% ($250 млн долларов) от общего суверенного долгового портфеля фонда, размер которого равен $5 млрд.

Тем не менее, пока рано говорить о повышении даже прогнозов по рейтингам, предупреждает Владимир Осаковский из BofA Merrill Lynch. «Все-таки большие риски остаются со стороны внешних рынков. Существуют и определенные фактические риски со стороны экономического роста», — пояснил он. «Сейчас предпосылок для улучшения прогнозов нет», — соглашается Ярослав Лисоволик.

Автор: Никита Жарков

Stockinfocus.ru