default-logo

«Императорская» стройка в Керченском проливе сильнее кризиса



Крымское совещание президента России Владимира Путина показало, что строительство моста через Керченский пролив и подходов к нему идет по плану. Но президент все равно настоял на том, чтобы Правительство назвало фамилию чиновника, которого можно будет повесить за срыв стройки. Несмотря на то, что первым на амбразуру бросился министр экономического развития Алексей Улюкаев, официально добровольцем назначили его коллегу из Минстроя Максима Соколова. Учитывая важность – экономическую, социальную, политическую, и, что не менее значимо, имиджевую – моста, намыливать веревку министру вряд ли придется.

Разрешение на начало строительства керченского моста было получено 18 февраля и за месяц (совещание президент провел 18 марта) рабочие успели забить 335 свай моста. Согласно проекту для устройства опор предстоит погрузить более 5,5 тыс. свай. Подрядчик у стройки один, «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (олигарх благодаря стройке стоимостью в 211,8 млрд руб. добавил к своим заслугам титул «короля госзаказа»). Чтобы автомобильная часть моста появилась к концу 2018 г., в сутки на стройку выходят 220 единиц техники и более 2 тыс. человек. На днях подрядчик открыл еще 146 вакансий для крымчан.

"Императорская" стройка в Керченском проливе сильнее кризиса

«Общая протяжённость самого мостового перехода составляет 19 километров. Начало трассы находится на Таманском полуострове в районе косы Тузла. Далее трасса пролегает по существующей дамбе и через протоку выходит на остров Тузла. Затем, пересекая Керчь-Еникальский канал в направлении города Керчь и огибая с севера мыс Ак-Бурун, трасса выходит на Крымский берег в районе Цементной слободки города Керчи», —  рассказал о параметрах моста глава Росатодора Роман Старовойт.

Он добавил, что для ускорения работы мост поделен на восемь участков, работа на которых ведется параллельно.

Мост через Керченский пролив будет самым длинным в России. Ближайший его конкурент Президентский мост в Ульяновской области длиной в 5,8 км был сдан в 2009 г. Оба перехода совмещены с железнодорожными путями, источник финансирования – бюджетные деньги. Только соединить берега Волги удалось за 23 года, а крымский мост с учетом стадии проектирования должен появиться меньше, чем за четыре года.  Так успеют ли построить?

image_big_93626

Скепсис относительно будущего перехода звучит в выступлениях украинских политиков. Представитель Украины в политической подгруппе трехсторонней контактной группы Роман Бессмертный заявил, что мост технически невозможно построить из-за того, что он находится на стыке тектонических плит.  Однако к заключению госэкспертизы доверия больше, чем к предположениям историка. Кроме того, надежность будущего фундамента проверили в Крыловском государственном научном центре. Модели опор прошли тест на прочность в условиях сильного ледохода 
в экспериментальном бассейне с движущимися ледяными полями и торосами.

Ульяновская стройка неоднократно останавливалась из-за проблем с финансированием, хотя приволжский переход был в четыре раза дешевле керченского. И экономический кризис, на который пришлась крымская мегастройка дает куда более серьезные основания для беспокойства. Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский не считает, что мост будет сдан с серьезными опозданиями из-за технических или экономических проблем:



«Задержка на несколько месяцев вполне может быть, учитывая, что объект является уникальным и может потребовать дополнительного времени на поиск инженерных решений и, соответственно, денежных затрат. Аналогии с другими проектами носят весьма ориентировочный характер, поскольку у каждого проекта — своя специфика, свои решения. Безусловно, экономические проблемы могут внести коррективы. Проект спасает тот факт, что Владимир Путин держит ситуацию на особом контроле.

Строительство моста имеет не только экономическую цель, но и политическую. Нужно показать, что Россия способна создать крупный инфраструктурный проект даже в трудное время, нужно закрепить свою связь с Крымом, наконец, нужно создать надёжное наземное сообщение с полуостровом. По этой причине, ставки на успешность проекта очень высоки и можно ожидать его успешного выполнения с минимальным отставанием по срокам», — рассказал он.

image_big_93631

Особый президентский контроль обусловлен и тем, что мост лично для Путина – дело, без преуменьшения, исторической важности. Если строители Северного широтного хода мечтают завершить начинания Сталина и Берии, проложив рельсы по местам 501 и 503 строек, то Путин намерен триумфально окончить проект Николая II. Император в 1910 г. создал первый проект моста, но Первая мировая война не дала начать работу, рассказал президент.

«Затем в 1930 г. советские инженеры подготовили проект железной дороги от Херсона до Поти через этот участок, но начавшаяся Великая Отечественная война помешала. Во время Великой Отечественной войны уже оккупанты возводили здесь мост, причём хотели строить уже не временный, а постоянный. Во время проведения боевых действий советское командование приняло решение не бомбить этот участок с целью сохранить то, что сделано. После войны возвели временный мост, который был снесён ледоходом. Потом предпринимались ещё попытки, но так всё и осталось нереализованным», — перечислял поражения предшественников Путин.

image_big_93637

Поэтому без проволочек прошел «бумажный» этап строительства, а вся производственная база перенесена поближе к мосту: мобильные установки по выпуску бетона и асфальта соорудили на таманском и керченском берегах, под сборку арматурных каркасов для буронабивных свай создали отдельный цех. Параллельно сдаются в эксплуатацию подходы к мосту, рассказал Максим Соколов.

«Полным ходом идёт строительство и подходов к Крымскому мосту, в первую очередь на таманском берегу. Это 42 км железнодорожных путей и автомобильные дороги с пятью развязками и путепроводами. Кстати, на днях был введён в рабочую эксплуатацию грузовой двор и первые 32 км железной дороги от существующей станции Высшестеблиевская и до этого участка, то есть 32 км дороги к Керченскому мосту уже работают. Помимо этого введена и технологическая асфальтовая 30-км дорога, которая дополнительно даст резерв по доставке грузов и материалов».

image_big_93638

Подведенные к мосту рельсы продлят над проливом к концу 2019 г. В первый пусковой комплекс войдет автомобильная дорога,  которая должна  увеличить приток туристов в Крым. По данным минкурортов республики, количество бронирований на летний сезон 2016 г. увеличилось на 20%. Наиболее популярные направления — Большая Ялта, Большая Алушта, Евпатория, Коктебель, Судак.

«При раннем бронировании отдыха на лето в Крыму на сегодня  сумма на одного человека составляет от 2 200 руб. в день с полным пансионом и от 2 800 руб. в день с полным пансионом и лечением. При этом, средняя цена двухнедельного отдыха в Крыму с полным пансионом на одного гостя при раннем бронировании – 31-34 тысячи руб.», — рассказывает министр курортов и туризма республики Крым Сергей Стрельбицкий.

Возможность  добраться до Крыма на автомобиле сделает отдых еще более бюджетным, говорит президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов.

«Когда появится автомобильная и железная дороги, Крым станет доступен для туристов, выбирающих более бюджетный отдых. Доехать на собственном автомобиле дешевле, чем лететь на самолете, особенно для жителей южной части России. Они сейчас не выезжают на полуостров, так как прямое сообщение с Крымом из многих городов отсутствует. Но на популярность того или иного направления влияют сразу несколько составляющих, помимо транспортной доступности, это стоимость отдыха, состояние инфраструктуры и уровень сервиса.

"Долго думая куда поехать, в голову вдруг пришла мысль, а КРЫМ-то наш!"«Долго думая куда поехать, в голову вдруг пришла мысль, а КРЫМ-то наш!»

Сейчас в Крыму не все курортно-санаторные объекты находятся в хорошем состоянии, модернизация ведется, мы регулярно говорим об этом с министерством туризма республики. Думаю, что к тому времени, когда связь с Крымом по суше станет комфортной, будут успехи в процессе модернизации туристической инфраструктуры Крыма и число туристов увеличится», — поделился своим мнением Гаврилов.

Максим Соколов, аргументируя более позднюю сдачу железнодорожной части моста, сказал, что зимой дорога будет менее загружена. На это президент справедливо заметил, что в отсутствии рельс нет и грузооборота. В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что в Крыму существует высочайшая потребность в модернизации текущей и строительстве новой инфраструктуры, строительные материалы для которой наиболее эффективно способна будет перевозить железная дорога.

«Ещё одним потенциальным направлением роста грузовых перевозок строительных материалов является строительство недвижимости. В связи со сложившимися непростыми отношениями с Украиной и ограничением поставок строительных материалов, в Крыму в 2015 г. наблюдалось значительное сокращение темпов строительства жилья (-58,4% в январе-сентябре 2015 г. относительно аналогичного периода 2014 г.) при значительно возросшем спросе на недвижимость, что повлекло за собой резкий рост цен. На ближайшую перспективу ожидается сохранение и рост спроса как на жилую, так и на коммерческую недвижимость», — рассказал главный эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок.

На сегодняшний день длина путей Крымской железной дороги составляет 1325 км, из которых в ремонте нуждаются 539 км. Только 689 км электрифицировано, при этом порядка 92% всего электрооборудования выработало свой ресурс и также требует модернизации и замены, приводят данные в ИПЕМ.

image_big_93630

Грузы для железной дороги обеспечат промпредприятия Крыма. Их более 40, по ж/д линии через Керченский пролив продукция будет поставляться в Россию.

«На территории полуострова располагаются два крупных предприятия по добыче полезных ископаемых – «Балаклавское рудоуправление» с объёмом добычи 1,44 млн т металлургического известняка, щебеночного и песчаного материала и «Черноморнефтегаз» прогнозный объём добычи которого на 2015 г. составляет 2,5 млрд куб. м газа. С учётом пиковых потребностей полуострова в 2 млрд куб. м газа остальные объёмы продукции планируется поставлять в Россию. Также на территории Крыма располагаются девять предприятий сферы машиностроения и металлообработки, четыре крупных судостроительных предприятия, два предприятия чёрной металлургии, шесть предприятий химической промышленности», — отмечает Скок.

На мост возлагают надежды и крымские порты, загрузка которых уже критически снижается. По данным минтранса  максимальный объем перевалки был в 2011 г. — свыше 14 млн т. К сегодняшнему дню он упал в пять раз в связи с введением санкций, отсутствием экспортно-импортных и транзитных грузов, программы перераспределения грузов. Последние две проблемы как раз и решает керченская переправа, открывающая возможности транзитных поставок российских грузов.

Автор: Алена Ласкутова




Загрузка...

"Императорская" стройка в Керченском проливе сильнее кризисаПодписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
  • http://vk.com/id133979550 Надежда Сухоносова

    Хорошая статья. Нам нужна хорошая дорога для хорошей жизни. ( в памяти «Дорога Жизни», блокадный Лениншрад)