При этом зарплаты для гастарбайтеров предлагают хорошие — до 60 тысяч рублей! Почему россиян не зовут работать за эти деньги?
СКОЛЬКОВО-СКОЛЬКОВО?
В Узбекистане объявили о массовом наборе рабочих рук для России. «Хотите работать за рубежом? Есть работа!» — радостно сообщило узбекское Агентство по вопросам внешней трудовой миграции. И огласило полный список вакансий.
Самая многочисленная из заявок — водители маршруток для компании «Мосгортранс». Сюда, согласно Агентству, требуется аж 1000 водителей из Узбекистана! Зарплата — от 43 тысяч до 60 тысяч рублей.
Сюда же прилагаются: оплата проживания и проезда до места работы. В самом «Мосгортрансе», правда, появлению такой информации несказанно удивились, пояснив, что никакого целенаправленного набора граждан среднеазиатской республики не объявляли (комментарий компании читайте ниже. — Прим. ред.).
Еще одна заявка: на «Вологодский подшипниковый завод» требуются 270 узбекских шлифовщиков, наладчиков станков с программным управлением, наладчиков автоматических линий и агрегатных станков, слесарей-ремонтников. Зарплата — до 30 тысяч рублей.
Еще 20 граждан Узбекистана, маляров и штукаторов, агентство готово поставить на работы в Скольково (видимо, речь о подмосковном наукограде Сколково). Здесь обещают до 45 тысяч рублей.
Реквием по транзиту: ГТС Украины может закончить существование этим летом
Неуказанное число вакансий открыто для граждан Узбекистана и для швейного предприятия «Хаска» в Астрахани. За 4 разряд по профилю (пошив верхней одежды) здесь готовы платить до 40 тысяч.
ПЛЮСЫ ЕСТЬ, НО СО ЗНАКОМ ВОПРОСА
С чего вдруг такой массовый и открытый набор? Узбекское Агентство пишет прямо, что это воплощение в жизнь соглашения между Ташкентом и Москвой, которое было подписано после визита в Россию президента Узбекистана Шавката Мирзиёева 4–5 апреля.
И, с одной стороны, это вроде всем на пользу. Узбекские гастарбайтеры будут приезжать не поодиночке, оседая на непонятных стройках, и тем самым пополняя ряды нелегалов, а организованно. Также организованно будут жить и ездить к месту работы. Да и критерии их отбора жесткие.
Во-первых, они должны обладать «хорошим знанием русского языка».
Во-вторых, подтвердить свой профессиональный уровень.
И в-третьих, не иметь судимости (а для водителей — не иметь еще и неоплаченных штрафов) и «отличаться аккуратностью и дисциплинированностью».
Но вместе с этими плюсами повляются и вопросы. Зарплаты-то указаны хорошие! Неужели на эти места нельзя найти своих граждан из регионов России: как показывали опросы рекрутинговых агентств, многие были готовы переехать в Москву на зарплаты 50-60 тысяч рублей. Да те же астраханцы, например, с легкостью могли бы работать у себя дома за заявленные 40 тысяч… Ведь во многих малых и средних городах России зарплата в 20-30 тысяч уже считается неплохой.
НАШИ ИДУТ В ЮРИСТЫ, А НЕ В СЛЕСАРИ
Так зачем набирать мигрантов из Узбекистана? У наших что — руки не из того места растут? Или в регионах резко выросли зарплаты, или работяги в стране просто закончились?
— Все объясняется экономикой, — рассказала директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич. — Вакансии водителей автобусов раньше были частично заполнены украинцами, но из-за ужесточения режима пребывания у нас в стране (им теперь можно находиться в РФ до 90 дней в полугодие) многие уехали.
Россияне же не идут на переезд в столицу потому, что стоимость проживания в Москве может быть компенсирована единственным способом — заселяться 10-15 работягам в однокомнатную квартиру. И русские на это как-то не очень сильно подписываются. Даже 60 тысяч рублей — не та зарплата, при которой они готовы терпеть серьезные неудоства. Жить без семьи. А граждане Узбекистана готовы.
Так что остается либо набирать гастарбайтеров из Средней Азии, либо решать жилищный вопрос для российских рабочих. Но на кого упадут эти издержки?
Двадцать пять угроз российской экономике
Кроме того — у нас с начальным профобразованием не все хорошо. Число учащихся в профтехучилищах сократилось в 3 раза. Молодеж идет в юристы, экономисты, журналисты, а в токари и слесари — не очень.
— А в Узбекистане откуда эти кадры?
— Вообще-то был Ташкентский авиазавод, а в Фергане есть сборка «Уз-Деу», поэтому какое-то количество профессиональных рабочих там может быть. Их и пытаются переманить более высокими зарплатами, это абсолютно рыночная история. В России же на эти деньги хорошего рабочего вы не найдете.
— Каких специальностей нам сейчас не хватает?
— Тех, за которые очень плохо платят. Там, где платят хорошо, никаких проблем с рабочей силой нет…
ЗВОНОК В «МОСГОРТРАНС»
«Водители нам нужны. Но этой заявке мы удивились»
В компании «Мосгортранс» удивились заявлению про 1000 вакансий для выходцев из Узбекистана.
— У нас, действительно, есть свободные вакансии для водителей, — рассказали «КП» в пресс-службе «Мосгортранса». — Но никакого целенаправленного набора для граждан Узбекистана мы не объявляли. Ни раньше, ни сейчас. Текст, который гуляет по интернету, мягко говоря, удивил нас…
Источник: КП.ру