default-logo

На что способен модернизированный непотопляемый «авианосец Крым»?



В начале января противолодочный самолёт американских ВМС Boeing P-8A «Poseidon» в течение многих часов летал над акваторией Чёрного моря. Полёт не был секретным, специальный сетевой сервис, отслеживающий полёты военных самолётов, даже выложил для любопытствующих карту его перемещений.

Из оной легко понять, что являлось главным объектом интереса американского самолёта — дважды он облетал прибрежные районы Крыма, причём видно, что более других американца интересовали районы Донузлава и то, что можно именовать по старой советской терминологии Севастопольским укрепрайоном.

На что способен модернизированный непотопляемый «авианосец Крым»?

На что способен модернизированный непотопляемый «авианосец Крым»?

То есть следили за возможными перемещениями флота и морской авиации ЧФ РФ, базирующейся, как известно, главным образом на аэродромах Бельбека, Качи и Сак.

Однако если припомнить, что на борту противолодочного патрульного «Боинга» 16 операторов обслуживают два мощных радиолокатора и другие системы электронного наблюдения, то ясно, что это воздушное судно может служить и просто разведчиком.

Конечно, полёт такой не является чем-то необычным или редким, но в условиях, когда отношения между Россией и странами НАТО, мягко говоря, далеки от добрососедских, не лишним будет брать каждый такой американский «патруль» на карандаш и задаться вопросом: а что сегодня представляет собой передний бастион российской обороны в Северном Причерноморье.

Насколько серьёзно к нему сегодня относятся те же натовцы, насколько перспективны возможности «непотопляемого авианосца» Крым, почти четыре года назад зашедшего, образно говоря, на капитальный ремонт и перевооружение в свой родной сухой док — Россию.

Нынешнее положение группировки ВС РФ в Крыму трудно оценить правильно без представления о том, чем был Севастополь и флот для государства российского в разные времена.

Морская крепость в поисках формулы обороны

Если представить Крым в привычном нам образе боевого корабля, то, несомненно, Севастополь в этом корабле будет открытыми навстречу врагу пушечными портами в век паруса, орудийными башнями в эпоху бездымного пороха и стали, и, наконец, ракетными установками в наше время.

Севастополь с самого начала своего российского бытия строился морской крепостью. Одна из трёх лучших в мире якорных стоянок (ещё Сидней и Сингапур) флота под защитой мощных береговых батарей — ради этого одного стоило присоединять Крым к России.

Уже в 40-х годах XIX века усилиями адмирала Михаила Петровича Лазарева (учителя героев Первой обороны Нахимова, Корнилова, Новосильцева) Севастополь заслуженно почитался одной из сильнейших морских крепостей в мире.

Ни у одного военного флота того времени не было ни малейшей надежды победить равелины Севастополя в артиллерийской дуэли.

Что и подтвердил знаменательный для русской военной истории день 5 ноября 1854 года, когда в день первой мощной бомбардировки бастионов Севастополя англо-французами их объединённый флот попытался тягаться силой оружия с Константиновской, Николаевской, Михайловской, Александровской казематированными батареями, Карташевским фортом и Волоховой башней.

Флот союзников имел невообразимое превосходство. Но так уж постарались природа и инженеры, возводившие крепость, что интервенты потерпели поражение. В знаменитом романе Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» этот эпизод описан так:

«Если четырнадцать кораблей французских и два турецких имели против своих восьмисот орудий одного борта только девяносто шесть на южных фортах, то одиннадцать кораблей английских против четырёхсот шестидесяти орудий одного борта имели жалкое количество орудий на Северной стороне: пять на Волоховой башне, три на батарее Карташевского и восемнадцать на Константиновском форте.

…Паровой корабль «Шарлемань», ставший против входа на Большой рейд, чтобы обстреливать суда Черноморского …первый же и вышел из строя: удачно пущенная бомба, пройдя все три его палубы, разорвалась в машине, и он был уведён на буксире в два часа дня. Недолго после него держался и корабль «Наполеон», поражённый в подводную часть, а вслед за ним и «Париж» тоже вынужден был оставить свою позицию.

…Из английских кораблей три — «Кин», «Лондон» и «Агамемнон» — несколько раз загорались и выходили из строя. «Агамемнон», наконец, ушёл совсем. А боровшиеся с батареей Карташевского и Волоховой башней фрегаты «Аретуза» и «Альбион» получили так много пробоин, что их повели чиниться уже не в Балаклаву, а в Константинополь. Двадцатью минутами позже французской ушла от Севастополя и вся английская эскадра, чтобы уж никогда за всё время осады не пытаться больше атаковать севастопольские форты».

Константиновский равелин — одно из немногих уцелевших сооружений времён Первой обороны Севастополя

Константиновский равелин — одно из немногих уцелевших сооружений времён Первой обороны Севастополя

Как известно, Севастополь взят был тогда союзниками с суши, где оборонительных сооружений практические не строилось. По военным представлениям того времени, такой большой десант, какой высадили в Крыму союзники, был невозможен. К тому же к морской крепости не строили сколько-нибудь значительных дорог, не говоря уже о железных.

Эта трагическая ошибка была учтена после того, как в 1870–1880-х годах Россия принялась возрождать Черноморский флот и Севастопольскую крепость.

Сначала в донецких степях был построен Юзовский металлургический завод (основа будущего Донецка), который начал в больших количествах производить рельсы для железной дороги, связавшей Севастополь и Крым с материковой Россией, а затем и броневую сталь для нужд крепости и флота.

В самом конце позапрошлого века и в первой четверти прошлого в Севастополе и окрестностях строили мощные дальнобойные батареи. Их видели универсальными, но всё-таки в большей степени предназначались они для отражения атак вражеского флота с моря.

Некоторые из них не были достроены, как, например, Северный форт над Балаклавой, некоторые, как 13-я батарея в Херсонесе, просто не пригодились, но остальные, в особенности ставшие знаменитыми 30-я и 35-батареи, в ходе Второй обороны Севастополя (1941–42 гг.) очень и очень пригодились для массированных артналётов по гитлеровским войскам, наступавшим, как и веком ранее англо-французы, на Севастополь с севера.



Всё для флота, всё для победы

И всё-таки главным здесь всегда был и остаётся флот. Из четырёх исторических баз русских флотов (Кронштадт на Балтике, Североморск на Севере и Владивосток на Дальнем Востоке) Севастополь наиболее вовлечён в историю.

История диктовала Севастопольской базе флота не только гордость за деяния предков, но и векторы и параметры развития. Севастополь в былые эпохи можно было сравнить с пчелиной маткой в улье — на него работала не только металлургия и угольная, цементная, стекольная и химическая промышленность юга России, но и все основные экономические центры.

Херсон и Николаев флот строили, Одесса, Бердянск, Мариуполь, Скадовск, Таганрог его кормили. Одесса, Новороссийск, Феодосия, Туапсе, Поти размещали его вспомогательные службы и обеспечивали стоянки для операционных действий в Чёрном море, близлежащие губернии Малороссии, Новороссии, Бессарабии, Белоруссии поставляли большую часть новобранцев.

Крым стал местом рождения российской авиации. В 1910 году здесь трудами великого князя Александра Михайловича и первых отечественных авиаторов была создана первая в империи Севастопольская офицерская школа авиации.

Через два года она перебазировалась чуть северней — в Качу. Отныне флот был прикрыт и сверху.

В Каче рождались самые современные методы пилотажа и ведения воздушного боя, здесь родилась и морская авиация России, испытывались летающие лодки Григоровича, совершались прыжки с парашютом, в том числе и в ночное время.

Здесь Нестеров учил своей «мёртвой петле», а внук Айвазовского Константин Арцеулов — входу в «штопор» и выходу из оного.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд…

Надо сказать, что давно бытовало и, к сожалению, бытует и по сей день мнение, что Черноморский флот России не очень-то и нужен, поэтому не следует заниматься слишком уж рьяно его развитием, вооружением и перспективами. Мол, всё равно это флот закрытого моря.

В океан выхода не имеет, турки не пропустят и т. д. Вряд ли это мнение можно считать справедливым. Его вообще можно всерьёз рассматривать только в том случае, если бы Россия имела агрессивную, завоевательную военно-морскую доктрину вроде пресловутых принципов Мэхена.

Флот большого, открытого моря, океанский флот в таком случае действительно действенный инструмент геополитического воздействия на, как сейчас модно говорить, партнёров, да и просто для захвата колоний.

В случае же с Россией, которая, хоть в облике империи, хоть под флагом СССР, в силу своей материковой особенности принуждена была заниматься исключительно почти обороной (в морском деле так точно), закрытость Черноморского (равно как и Балтийского) флота не особо волновала ни правителей, ни адмиралов.

В качестве морского щита ЧФ всегда имел достаточную прочность и вооружённость. К тому же район Северного Причерноморья после окончательной победы над османами был, остаётся и ещё долго будет районом полного доминирования России. Здесь у неё серьёзных соперников нет и не предвидится.

И даже вхождение зону влияния НАТО вчерашних братских республик Болгарии, Румынии и Грузии ничего коренным образом не изменил. Почти не изменил, но к этому мы вернёмся позже.

Пока же отметим, что в Первой мировой Черноморский флот в целом показал себя на высоте задач того времени.

И хотя, к сожалению, упустил германские «Гёбен» и «Бреслау» и, слава богу, не участвовал в авантюре по захвату Константинополя, мощь брони кораблей ЧФ и закрепившаяся за черноморцами слава лучших комендоров среди флотов европейских держав держали противника в основном на почтительном расстоянии от Севастополя, Крыма и черноморского побережья Кавказа и Новороссии.

КЧФ: советский военно-морской ренессанс

Революция и Гражданская война 1918–1922 гг. практически уничтожили Черноморский флот. Но Советское государство сумело, начиная с 1922 года, за 7-9 лет в целом восстановить боеспособность флота.

Были достроены старые, ещё имперской закладки крейсеры, отремонтированы аварийные (брошенный врангелевцами «Кагул», например), с началом индустриализации в СССР пошли в серию эсминцы и лидеры эсминцев, самым знаменитым из которых в годы Великой Отечественной стал лидер «Ташкент».

Но настоящий расцвет Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ) пришёлся на 50–70-е годы прошлого столетия. Десятки проектов кораблей всех классов претворялись в жизнь на всех флотах и КЧФ, которому отводилась ключевая роль в защите юго-западных границ СССР и противостоянии с американским 6-м флотом.

Тому, что было сделано для флота, можно отвести сотни страниц, и всего не перечислить. Поэтому только сухие цифры. К моменту развала СССР в 1991 году КЧФ представлял собой гигантскую военно-морскую машину, практически государство в государстве не только по отношению ко всей стране, но к ВМФ СССР в частности.

Флот насчитывал 835 вымпелов. Военные, ремонтные и вспомогательные транспортные корабли были раскиданы по огромной причерноморской дуге — от Измаила на западе до Батуми на юго-востоке.

Личный состав насчитывал 100 тысяч человек, ещё более 60 тысяч работали на предприятиях материально-технического и ремонтного обеспечения флота. На предприятиях по всей вышеупомянутой дуге. Но, конечно, больше всего народу на флот работало в Севастополе и других крымских городах.

На знаменитом Севастопольском морском заводе, который вырос из древнего екатерининского адмиралтейства образца 1783 года, днём и ночью ремонтировали корабли и делали морские плавучие краны.

На кораблестроительных заводах Керчи и Феодосии делали сторожевики и десантные корабли на воздушной подушке. К слову сказать, нынешний флагман украинских ВМС сторожевик «Сагайдачный» родом именно из Керчи.

А малые десантные корабли, производившиеся в Феодосии, только называются малыми, но являются самыми крупными в мире кораблями на воздушной подушке.

Радиотехнические и приборостроительные заводы Симферополя и Севастополя обеспечивали ремонт флотской аппаратуры, а вертолётный завод в севастопольской бухте Омега ремонтировал вертолёты морской авиации для всех четырёх флотов и ВМС стран соцлагеря в придачу.

В общем, список длинный, но в декабре 1991-го Союз распался, а вместе с ним начали делить и флот. Между Россией и Украиной, естественно. Прецедент в истории флота уже был, кстати говоря.

В 1918 году, когда контр-адмирал Саблин приказал поднять на кораблях флаги Украинской Народной Республики. Говорят, для того, чтобы флот не достался подходившим к Севастополю немцам.

Впрочем, тогда «украинизировать» флот не удалось вовсе. А вот в 90-х, после попытки Украины приватизировать КЧФ и столь же неудачной попытки РФ, стороны флот таки разрезали на части: большая и лучшая по вполне понятным причинам и при поддержке русского населения Севастополя досталась России — 338 единиц против 67 для Украины.

И наступили 90-е

Помнит ли кто судьбу украинских ракет стратегического назначения? Если нет, то подскажу: их постигла участь доставшихся Украине стратегических бомбардировщиков и большей части торгового морского флота (Черноморское и Азовское морские пароходства): большей частью порезали на металлолом, часть продали за кордон.

Настоящим символом беспомощности украинского государства в обращении с доставшимся ей сложным флотским механизмом стала единственная украинская подводная лодка «Запорожье».

Без ремонта и боевой учёбы она десятилетиями стояла у стенки в Южной бухте Севастополя. Пока к власти на Украине не пришёл нациократ Ющенко. Ему «загорелось» ввести лодку в скромный строй украинских ВМС.

Тут-то и выяснилось, что и ремонт, и ходовые испытания, и даже обучение экипажа украинской субмарине может обеспечить только ЧФ РФ. Что он, кстати говоря, и проделал под солёные шуточки искушённого во флотских делах севастопольского люда.

У подлодки «Запорожье» незавидная судьба.

У подлодки «Запорожье» незавидная судьба.

Но, по правде сказать, и в российском Черноморском флоте в те времена дела шли, мягко говоря, не блестяще.

Во-первых, флот подвергся череде сокращений, вместе с которыми в небытие ушли и многие корабли: они и старели, и на них некому было уже служить, и в них, признаться, не было уже и нужды.

Во-вторых, поменялась организационная структура флота. Бригада подлодок перебралась в Новороссийск. Такая же судьба после 2017 года, как мы знаем, грозила и всему флоту.

А Цемесская бухта, в отличие от Севастопольской, не столь удобна для базирования флота, да и погодные условия хромают — одна свирепая новороссийская бора чего стоит. Флот лишился операционных возможностей на севере Чёрного моря.

Как ни оскорбительно звучит это для русского уха, «чужими» для КЧФ стали Одесса, Николаев, Херсон, Очаков, а в Азовском море — побережье и порты от Геническа до Мариуполя.

Естественно, снизились объём и качество военной учёбы, реже стали проводиться учебные стрельбы, полёты морской авиации. К тому же часть последней досталась Украине, у которой в то время не было даже авиационного топлива для необходимого количества полётов. Знаменитый Качинский аэроузел остался гарнизоном ЧФ РФ, а вот аэродромы в Саках и Бельбеке достались Украине.

В годы советской власти Крым так же, как и примыкающая к нему Северная Таврия, был просто нашпигован военными аэродромами. За 23 года пребывания Крыма в составе независимой Украины большая часть из них прекратила существование.

Только несколько грустных примеров. Военный аэродром Багерово, приспособленный принимать космический челнок «Буран», чья «взлётка» спокойно выдержала бы любой «Боинг», ушёл в 1992 году Украине и через шесть лет был закрыт и заброшен, взлётную полосу продали строительной компании под разбор.

Аэродром Весёлое (Джанкой-5), служивший домом гвардейским ракетоносцам стратегического назначения МА КЧФ, в 1995 году был закрыт. Полк расформирован.

Аэродром Донузлав был одним из немногих в СССР стационарных аэродромов для гидросамолётов БЕ-12. После того как самолёты поделили между Украиной и Россией, российская часть «бешек» перелетела на аэродром Кача, а что произошло с доставшимися Украине, трудно сказать. Аэродром заброшен.

Аэродром Октябрьское был крупнейшим у авиации КЧФ. С 1996 года заброшен, плиты «взлётки» разворованы.

За четверть века, но в основном в первое десятилетие после развала СССР, печальная участь постигла многие конструкторские бюро — секретные «ящики», работавшие на флот. Почти замерла жизнь на Севморзаводе, вертолётном заводе в Севастополе, на заводах «Залив» в Керчи и «Море» в Феодосии.

Россия? Она всегда возвращается

Что из себя представляет ЧФ РФ и группировка российской армии в Крыму сегодня?

Напомним, в советское время в составе КЧФ насчитывалось 835 вымпелов. Сегодня кораблей в разы меньше — около сотни. Ядро эскадры — полсотни боевых. Основная часть флота базируется, как и встарь, в Севастополе, часть — в Новороссийске, например, бригада подводных лодок.

С возвращением Крыма Россия заметно продвинулась в перевооружении старого доброго КЧФ. К оставшейся в строю единственной субмарине «Алроса» за три года добавились пять новых дизельных лодок проекта 636.3 «Варшавянка».

Эти малошумные подлодки обладают замечательной автономностью, вооружены крылатыми ракетами дальнего действия, которые, к слову сказать, были опробованы в боевых стрельбах у берегов Сирии.

Сегодня можно смело сказать, что бригада подводных лодок Черноморского флота — сильнейшая в Чёрном море. Если её усилят (а в рамках проекта «Варшавянка» МО РФ намерено построить от 20 субмарин), единственным соперником подплава ЧФ будут не несколько устаревших лодок Турции, Румынии и Болгарии, Италии или Испании, а две дюжины атомных лодок американского Шестого флота, базирующегося в Неаполе.

Собственно, они являются вместе с двумя авианосцами и шестью крейсерами главной целью нашего ЧФ на случай войны. Во всяком случае, так было в годы холодной войны, вряд ли многое в этом смысле изменилось сегодня.

И здесь, похоже, у нас тоже есть чем ответить

Как известно, огневой опорой ЧФ РФ является гвардейский ракетный крейсер 1-го ранга «Москва». Очень давно является.

В советское время этот построенный в Николаеве корабль носил имя «Слава». Вместе со своим недостроенным систершипом «Адмирал Лобов» (ржавеет под именем «Украина» у стенки завода в готовности 95%) «Москва» призвана в случае необходимости уничтожить авианосцы противника.

В НАТО, кстати, именно так этот класс наших крейсеров и называют — «убийца авианосцев». Кроме того, на «Москве» (прошедшей уже несколько глубоких модернизаций) стоят не только комплексы ПВО морского базирования С-300Ф, но и уникальные противокорабельные ракетные комплексы «Вулкан».

Особенностью эксплуатации этих ракет является их «ум» — ракета сама находит наиболее ценную цель в корабельном ордере противника и принимает решение, с какой скоростью и с какой высоты её поразить.

Финальная скорость ракет «Вулкана» такова, что противоракетному комплексу американских кораблей практически бесполезно пытаться сбить их. Военные эксперты утверждают, что при удачном стечении обстоятельств один ракетный залп с «Москвы» способен уничтожить сразу ударную часть Шестого флота США.

Напомним, что РФ исповедует оборонительную военно-морскую доктрину и что от Севастополя до ближайшего крупного города натовской страны Турции всего 550 км. На 20 минут лёта ракете «Вулкана».

Но «Москва» так же, как и другой лидер ЧФ БДК «Керчь», стареет. Эти корабли были построены почти 40 лет назад. Это много. Законный вопрос — будет ли что-то строиться взамен. Едва ли.

Не говоря уже о том, что это дорого и долго, в современном военно-морском противостоянии будут побеждать корабли среднего класса. В своё время ракетные крейсеры стали продолжением возможностей эсминцев и сторожевых кораблей.

Сегодня именно эсминцы и фрегаты составляют основу современного военно-морского флота. В этой связи Россия решила вооружить свой самый южный флот фрегатами проекта 11356 «Буревестник».

Это суперсовременные корабли с уникальными радиоэлектронными системами. Вооружаются они крылатыми ракетами «Калибр», действие которых нам показывали в прямом эфире — им били по «игиловцам» в Сирии с борта двух фрегатов этой серии, уже вставших на службу ЧФ в Севастополе, — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен».

В нынешнем году в Севастополь придёт ещё один — «Адмирал Макаров». 27 декабря 2017 года на нём поднят Андреевский флаг, корабль готов к несению службы. В 2020–21 годах флот получит ещё три фрегата — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». «Москва» ещё, конечно, послужит, но возглавляемая ею 30-я дивизия будет иметь невероятный по мощи кулак из современных фрегатов.

Русская авиация возвращается к истокам

Для оборонительной войны на море у флота и армии в Крыму есть достаточно серьёзная авиационная группа. Истребители ВВС и ПВО в основном базируются в Бельбеке (Севастополь), штурмовики морской авиации — в Саках (под Евпаторией). В Каче, как уже было сказано, несут службу три десятка противолодочных вертолётов КА-26 и 5 штук «амфибий» БЕ-12.

При том, что вертолёты тоже несколько устаревшие, парочка КА-26 может смело обеспечить противолодочную защиту на площади до 2 квадратных километров, уничтожая лодки вероятного противника на глубинах до 500 метров.

Штурмовую авиацию флота уже начали модернизировать, в Саки пришли обновлённые СУ-30СМ. Эти многоцелевые тяжёлые истребители — самые эффективные машины в своём классе.

Оборона Крыма: прозрачность и твёрдость

Что касается сухопутных сил, о них тоже не забыли. Черноморский флот держит в Крыму 25-тысячный контингент. Морпехи, артиллеристы и ракетчики базируются в Севастополе, Евпатории, Бахчисарае, Анапе и Темрюке.

Силы ПВО полуострова представлены ракетными комплексами разных классов и назначения, но в 2016 году, после вооружённой провокации украинских диверсантов в районе Армянска, было принято решение усилить ПВО, и на охрану крымского неба и многосоткилометрового пространства вокруг него заступил первый дивизион новейших зенитно-ракетных комплексов С-400.

Поэтому, возвращаясь к началу нашего материала, заметим, что «патрульным» американским «боингам» всё-таки лучше не летать столь провокационно близко от крымских берегов. Не дай бог, залетят дальше, чем разрешено международными законами.

Немного осторожного оптимизма не помешает

Резюмируем. Да, в советское время Крым, Севастополь и флот были невероятно грозной военной силой. Да, минимум 15 лет упадка значительно ослабили крымский «авианосец». Но, войдя в сухой док Родины, он преобразился.

Сегодня оборонительные возможности ЧФ и сухопутной группировки в Крыму сопоставимы с возможностями ВС СССР с оглядкой на современные технологии и изменившийся геополитический расклад.

Крым вернулся всего четыре года назад. Сейчас в значительной степени трудности в обеспечении армии и флота, в общих вопросах военного строительства осложнены не лучшей транспортной логистикой. Но для того и построен мост через Керченский пролив.

Не думали же вы всерьёз, что для одних лишь туристов?

Автор: Олег Измайлов


Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.