Онлайн-ретейлер Ozon в 2020 году начнет работать с доставками заказов «по модели логистической платформы», и перейдет на работу с такими компаниями как Доставкофф.
По его словам, Ozon постепенно сократит количество штатных курьеров, в результате объем доставляемых ими заказов в общем объеме Ozon будет незначительным. Компания обещает «максимально комфортные условия» при расторжении трудовых договоров.
Точное количество собственных курьеров Ozon не раскрывает, представитель компании лишь сообщил, что у Ozon «несколько сотен штатных агентов доставки». Один из бывших сотрудников оценивает их число примерно в 850 человек. Курьеры осуществляют доставки как до собственных пунктов выдачи заказов, пикпоинтов, так и «до двери».
В прошлом году компания столкнулась с трудностями во взаимодействии с персоналом курьерской службы. В октябре в Санкт-Петербурге около 40 курьеров Ozon не вышли на работу — они, в частности, жаловались на значительную задержку зарплаты, требовали компенсировать стоимость использованного бензина и повысить расчет расхода топлива.
Сотрудники подготовили письмо, которое было передано гендиректору ретейлера Александру Шульгину. Руководство компании встретилось с бастующими. Спустя два дня компании удалось уладить ситуацию, договориться об изменениях и курьеры вышли на маршруты.
Решение постепенно отказаться от собственной курьерской доставки с прошедшим конфликтом не связано, оно продиктовано «экспоненциальным ростом и необходимостью быстро масштабировать доставку», утверждает представитель Ozon. По его словам, «еще совсем недавно Ozon доставлял 30–40 тыс. заказов в сутки, а в декабре 2019 года — уже более 280 тыс.».
С 2020 года заказы будут доставлять преимущественно партнеры, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, самозанятые. Сейчас в городах-миллионниках, по данным Ozon, преобладает собственная доставка, тогда как в небольших городах партнерская доставка может обеспечивать 90% или даже 100% заказов.
У крупнейшего, по версии Data Insight, российского онлайн-ретейлера Wildberries собственная логистика, от которой компания, по словам ее представителя, не намерена отказываться. Собственная доставка позволяет компании контролировать сроки и гарантировать уровень сервиса.
«Как результат 80% заказов мы доставляем уже на следующий день и 99% — бесплатно»,
— говорит представитель Wildberries. Собственная служба доставки также есть у специализирующегося на торговле одеждой онлайн-ретейлера Lamoda. Как уточняет ее представитель, собственные курьеры доставляются около 90% заказов.
В отличие от онлайн-продавцов одежды, где есть примерка для клиентов перед покупкой, а курьеры как торговые представители компании отвечают за долю выкупленных товаров, у Ozon всегда был сложный логистический микс: курьеров на собственных машинах, курьеров, пользующихся автопарком компании, индивидуальных предпринимателей, курьерских компаний, констатирует партнер Data Insight Федор Вирин.
Автор: Анна Левинская