Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как тебе такое: Илон Маск — феномен общественного сознания

Илон Маск — символ прогресса и освоения космоса. В России предпринимателем интересуются разные возрастные и социальные группы. Почему образ Маска так востребован и какой дефицит он восполняет.

Попадание в ожидания общества

Популярность Илона Маска в России связана с неудовлетворенным запросом общества. Бизнесмен, который не стесняется мечтать и не ставит прибыль единственной целью; инженер, меняющий жизнь человечества; лидер будущих космических прорывов; почти герой блокбастера.

Молодежь подкупает открытость Маска к общению в социальных сетях, его чувство юмора. Предприниматель мирового уровня активно отвечает на комментарии в Twitter, иногда даже на русском языке, — такого в России просто нет.

Старшему поколению близки идеи больших прорывов в освоении космоса, которые двигают человечество к новым рубежам. Социологические опросы показывают, что тема космоса по-прежнему важна для россиян, население ожидает от отрасли новых достижений и побед.

Илон Маск — не только технологический, но и социальный инноватор. Проекты чистой энергетики, продвижения в космос, глобального доступа в интернет обещают изменить качество жизни. Желание связать с проектами SpaceX личную судьбу — например, умереть на Марсе — убеждают в искренности предпринимателя и вызывают симпатию.

Российское общество более лояльно к неудачам Илона Маска, чем к провалам российских корпораций, например, «Роскосмоса». Неудачные эксперименты SpaceX вызывают шутки и сарказм, но вера в инженера-инноватора и интерес к его проектам не падают, любые провалы встраиваются в образ героя, который идет к своей цели несмотря на трудности.

Инженер или бизнесмен

В России SpaceX известна запуском ракет, но изначальный профиль компании — спутники. В начале 2000 годов российские ракеты были самым дешевым способом доставить груз на орбиту, именно их Маск планировал использовать, чтобы выводить в космос тысячу спутников. Когда предприниматель приехал в Россию покупать ракеты «Днепр», владельца SpaceX и его коллег не приняли всерьез и назвали сильно завышенную цену.

После несостоявшейся сделки Маск решил строить ракеты самостоятельно, и у него получилось сделать это быстро, качественно и дешево. Многие эксперты отмечают, что в ракетах Falcon, созданных Маском, практически нет инновационных инженерных решений, но есть прорывная коммерческая идея: сделать дорогостоящие детали ракеты многоразовыми.

Россия (а до этого СССР) и Штаты инвестировали много времени и средств, чтобы усилить надежность жидкостных ракетных двигателей. Надежность измеряется ресурсом работы: если ресурс будет час или два часа, то уж 10 минут двигатель точно проработает.

Маск воспользовался научно-техническими знаниями о строении двигателя, которые были в открытом доступе, и смог их коммерциализировать. Ему неведома разработка технических условий. Он сделал многоразовый ракетный двигатель и добавил технологию вертикальной посадки, которая тоже всем была известна. В итоге Маск научился сохранять ресурс двигателя, чтобы на нем можно было лететь еще раз.

Хронология успеха

  • В 2008 году после четырех неудачных попыток первая ракета семейства Falcon, разработанная в SpaceX, достигла орбиты;
  • с 2012 года с помощью ракета Falcon NASA отправляет грузы на МКС;
  • в 2015 году Маску впервые удалось посадить на Землю первую ступень орбитальной ракеты;
  • к 2018 году SpaceX практически «выдавила» Россию с рынка коммерческих запусков.

Часть системы или надежда человечества

В России Илон Маск считается ярким представителем частного космического бизнеса, а SpaceX — первой частной компанией на рынке производства и коммерческих запусков ракет. С предпринимателем ассоциируют эру «приватизации» космической деятельности, NewSpace, или Space 2.0. Маск как будто первым сломал систему, а до него космонавтика была полем конкуренции государств, а не частных компаний. Однако независимость Маска сильно преувеличена, он и его компания крепко встроены в систему освоения космоса США.

В NASA не входят предприятия промышленности. SpaceX, Amazon, Boeing, Blue Origin и другие компании конкурируют за заказы ведомства, стремятся сделать дешевле, быстрее, надежнее. Без финансирования и заказов NASA многие разработки SpaceX были бы невозможны. Практически за любым проектом компании стоит государство или же сам проект направлен на то, чтобы заинтересовать государство.

При этом в массовом восприятии Илон Маск — представитель не США, а мирового капитализма. В Америке он воспринимается как чужак. Интересно сравнивать результаты исследования «Платформы» с данными Исследовательского центра Пью в Америке: в США человек боится роботов, которые в ближайшем будущем могут заменить его на работе, и надеется на государство, которое должно защитить от «проклятых капиталистов» Маска, Джобса и Гейтса. В России, наоборот, — в обществе есть невероятная надежда на технику, которая могла бы заменить государство.

Еще одна причина популярности Илона Маска в России — запрос на утопию и «светлое будущее». Эта ячейка массового сознания, созданная советскими идеологами, со времен распада СССР остается незаполненной. Маск — олицетворение космической утопии, надежды на справедливость, возможности покинуть Землю, где многое не устраивает, «плана Б». На подсознательном уровне американский инженер отождествляется с возможным вектором эмиграции: не за рубеж, а в космос.

Многих подкупает внешне именно гуманистическая, а не коммерческая направленность космических проектов Маска. Он планирует не просто высадиться на Марсе, а создать резерв на случай гибели человечества. Такая идея звучит хорошо и хорошо воспринимается людьми. Экология ухудшается, страны ввязываются в войны, так почему бы не создать на Марсе идеальные условия для человечества, где будет сотрудничество, взаимопомощь и своеобразный коммунизм.

А ведь Маск мог бы быть наш

В сотрудничестве со SpaceX доставка грузов на орбиту «Днепрами» могла бы стать еще дешевле, тогда глобальный рынок коммерческих запусков остался бы за партнерством Россия—Маск. В начале 2000-х Россия единственная могла эффективно управлять размещением многоспутниковых орбитальных группировок.

По количеству спутников, по их эффективному расположению, по корректировке орбит ГЛОНАСС эффективнее GPS. Если бы Маск сотрудничал с Россией, то за счет системной коррекции орбит ему бы надо было в пять раз меньше спутников, а это в пять раз выгоднее.

Но в российском контексте, где нет личностей, а есть корпорации, фигуру фееричного инженера-бизнесмена-романтика представить практически невозможно. Когда нет современных ярких персон, символизирующих космос, высокие технологии, инновации массовое сознание ищет героев в прошлом (Гагарин, Королев) или за рубежом.

Появляется логический разрыв: отрасли будущего в России воспринимают через прошлое, векторы технического прогресса и внимания к нему стали противоположны. Министерство культуры и госкорпорации поддерживают в массовом сознании гордость за героев и победы прошлого, однако такой подход не привлекает в инновационные отрасли молодые кадры, идеи, инвестиции.

Популярность американского инженера Илона Маска, основанная по большей части на мифах, показывает, что персонификация в отраслях экономики будущего недооценена. России необходимо формировать своих героев космоса и высоких технологий, персонализировать образ будущего, наделять его человеческими чертами.

Российский аналог Илона Маска невозможно создать искусственно. Но можно сделать более активную ставку на поколение молодых инноваторов, начать популяризировать в общественной среде пул разработчиков, формируя на его основе идею собственного технологического успеха.

Источник: РБК