Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Философия Дмитрия Волкова

Его «первый босс» американец Брайан Прайд из Нью-Йорка строил в Москве первые ночные клубы — «Метелицу», «Арлекино» и «Спорт-бар». Волков сначала работал его помощником, а позже Прайд доверил ему отдельный проект — строительство детского клуба «Арлекино» на Таганке. Другой американец, который познакомил Волкова с Прайдом, Дэн Сайкс рассказал Forbes, что впервые приехал в Россию в 1993 году. Он собирался работать в строительной бригаде Брайана Прайда, который, по его словам, был субподрядчиком по строительству ночного клуба «Метелица», являющегося частью казино Cherry Casino на Новом Арбате.

Дмитрий Волков, Сооснователь интернет-холдинга Social Discovery Ventures
Дмитрий Волков, Сооснователь интернет-холдинга Social Discovery Ventures

Как-то Прайд познакомил Дмитрия Волкова с иностранцем, которому нужен был перевод с языка ColdFusion на ASP. «Это потом выяснилось, что речь шла о переводе с одного языка программирования на другой, но я услышал лишь слово «перевод» и согласился выполнить работу за $3000 и три месяца», — смеется Волков. Сам он справиться с задачей не мог и стал искать специалистов. Так он познакомился с одним из своих будущих сотрудников, который тогда работал в Кремле в ФАПСИ. Он тоже не справился с заданием, но помог нанять студентов Бауманки, которые все сделали за $400.

В итоге работа потребовала гораздо больше ресурсов и времени, поэтому стоила заказчику $10 000. «Я блефовал, но и он блефовал не меньше», — вспоминает бизнесмен. После первого заказа у Волкова появилось несколько программистов и заказы на разработку веб-сайтов. На этой базе в 1998 году он основал компанию IT-Online, которая специализировалась на создании и продвижении интернет-проектов.



«В 20 лет я делал все что угодно, но в 23 года понял, что хочу заниматься IT — мне нравилось работать с компьютерами, нравилось что-то создавать и быстро видеть результаты работы», — рассказывает Волков. Он учился на разных курсах и понял, что сам программировать не хочет. «Мне нравилось работать с айтишниками: они умные ребята, но многим из них не хватало soft skills, а у меня они были, и я мог организовать для этих ребят бизнес», — вспоминает Волков. Сотрудники IT-Online выполняли работу для заказчиков из-за рубежа: код писали в основном русскоязычные программисты в России, Белоруссии и Украине.

В 2002 году Волков выделил из IT-Online компанию UsabilityLab, которая занималась проектированием пользовательских интерфейсов и сайтов. Одним из первых клиентов UsabilityLab была компания по производству пластиковых окон, попросившая поменять дизайн сайта. Волков предложил пойти дальше — провести исследование взаимодействия пользователя с порталом и бесплатно переделать сайт так, чтобы продажи окон выросли. Клиент не возражал и согласился в случае успеха поделиться процентом от выручки.

Исследование показало, что покупателями пластиковых окон были в основном домохозяйки, им нужно было предложить готовое решение, а не заставлять их разбираться в деталях. «Это был сайт с миллионом конфигураций фурнитуры, они весь свой склад туда выложили», — смеется Волков. Кроме того, на сайте не было телефона компании. UsabilityLab изменила стартовую страницу, поместив на нее номер телефона и фотографию женщины с ребенком, которая показывает ему в окне солнце. Продажи, по словам Волкова, выросли в 10 раз. Среди клиентов UsabilityLab, по данным Web Archive, в разные годы были Альфа-банк, Транскредитбанк, «Яндекс», МТС, «Ростелеком», «Комус» и др. В «Яндексе» подтвердили, что пользовались услугами компании. Со временем Волков продал долю в UsabilityLab, но условия сделки не раскрывает.

Другим проектом IT-Online стал платежный сервис PayOnline. IT-Online создала биллинговую систему для одной телекоммуникационной компании и осталась владельцем интеллектуальных прав на нее. «Как-то в октябре 2007 года мы пошли с Дмитрием обедать, и он предложил мне создать платежную систему», — вспоминает предприниматель Марат Абасалиев, который проработал в IT-Online 10 лет. Он пришел в компанию в 2005-м ведущим разработчиком, а в 2007-м уже возглавлял отдел. «Дмитрий не был сторонником вертикального управления: он знал всех сотрудников и общался с ними напрямую. Это позволяло ему быстрее доносить свои идеи и получать обратную связь», — описывает он стиль руководства Волкова.

В январе 2008-го компания зарегистрировала ООО «Пэйонлайн систем» и примерно через полгода запустила сервис, вспоминает Абасалиев. Клиентами PayOnline были Avito, LitRes, Alawar и др. Годовой оборот транзакций, которые обрабатывала компания, превышал 30 млрд рублей. В 2015 году Волков продал PayOnline американской компании Net Element за $8,5 млн.

Волкову не хотелось дальше заниматься b2b-бизнесом и постоянно зависеть от одного крупного заказчика. IT-Online тоже была продана, подробности сделки Волков не разглашает. «Офшорное программирование — это техническая, нетворческая работа, когда ты являешься инструментом в руках заказчика и даже не понимаешь назначение продукта», — объясняет бизнесмен. Он решил заняться разработкой собственного продукта.

С 2013 года программное обеспечение Волкова для создания и продвижения сервисов знакомств в качестве лицензиата начала использовать компания SOL Holdings Аллы Губенко, с которой Волков знаком более 10 лет. Губенко рассказала Forbes, что с 2008 по 2011 год работала HR-директором в его IT-Online. По данным реестра компаний Кипра, 91% акций SOL Holdings принадлежит Губенко, а 9% — Алексею Негину. По словам Губенко, Негин был партнером Волкова, но сейчас участия в бизнесе не принимает. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2006 году Негин владел 50% компании UsabilityLab.

Помимо управления Dating.com Group, Волков занимается инвестиционным бизнесом: SDVentures вкладывает средства напрямую в молодые IT-компании, в венчурные фонды, в фонды венчурных фондов. В портфеле SDVentures таких проектов около тридцати. Кроме того, у Волкова есть фонд недвижимости Real Estate Discovery Ventures (REDV), который сфокусирован на США. В портфеле фонда, в частности, есть помещения, в которых располагаются аптеки сетей Walgreens и Rite Aid. По данным сайта фонда, его портфель из 28 объектов оценивается в $198 млн.

SDVentures Волков создавал с двумя бывшими клиентами — Мэтью Чжаном из Гонконга и Яном Кравецем из Тель-Авива. Партнеры хотели инвестировать в российские компании, но быстро поняли, что вкладываться в бизнес в одной стране нецелесообразно. «Мы почти сразу начали инвестировать в проекты, которые имели глобальный потенциал роста», — говорит Волков. На начальном этапе Чжан и Кравец вкладывали свои деньги в SDVentures, но сейчас они переключились на свои проекты, и работой фонда активно занимается только Волков.

Полученные в результате сделки с Губенко $215 млн SDVentures планирует использовать в основном для прямых вложений в IT-компании. «Мы хотим выйти на инвестиции с более крупным чеком и стать серьезным игроком на рынках США и Европы», — говорит Волков. Сейчас он инвестирует в один проект от $1 млн до $5 млн.

Волков одним из первых инвестировал в приложение для распознавания музыки Shazam: он был инвестором фонда DN Capital, который вместе с другими фондами вложился в этот сервис. В 2018-м Apple купила Shazam. Корпорация не раскрывала сумму сделки, но TechCrunch оценивало ее в $401 млн.

Автор: Ирина Юзбекова