Выступление главы ФРС США Джерома Пауэлла, от которого рынки с трепетом ждали сигнала на остановку «печатающего доллары» станка, не принесло ни грома, ни молний.
Американские фондовые индексы взлетели до новых исторических максимумов, цены на нефть и золото подскочили на 2-3%, а доллар подешевел относительно большинства мировых валют после того, как Пауэлл, вопреки ожиданиям, не назвал сроков окончания программы QE и заявил, что преждевременное ужесточение политики может ударить по еще не окрепшей экономике.
Вновь подчеркнув, что разгон инфляции является временным, Пауэлл отметил распространение штамма дельта и предупредил, что ФРС будет «отслеживать» связанные с ним «риски».
«Если центральный банк ужесточит политику в ответ на факторы, которые окажутся временными… несвоевременная корректировка политики неоправданно замедлит рост занятости и другую экономическую активность, и опустит инфляцию ниже, чем хотелось бы», — сказал глава ФРС.
На заявлениях Пауэлла курс доллара на Московской бирже спикировал на 64 копейки за полтора часа и закрыл основную сессию снижением на 0,85% — рекордным с конца апреля.
На 20.00 пара доллар-рубль с расчетами «завтра» торгуется по 73,55 рубля за доллар. Евро дешевеет на 41 копейку, до 86,33 рубля.
Пауэлл успокоил рынки: он «сохраняет весьма осторожную позицию, постепенно готовя рынок к сокращению монетарной поддержки по мере восстановления экономики, и старается не допустить повторения паники, аналогичной 2013 году», рассуждает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая.
Это оказало поддержку рублю вкупе с растущей нефтью, отмечает Александра Овчинникова, аналитик «Сбер Управление Активами». В пятницу Brent подорожала на 2,11%, до 71,63 доллара за баррель, а с начала недели прибавила больше 10%, включив режим ралли, которого рынок не видел с прошлого октября.

Рынки вновь вошли в экстаз, но он может не продлиться долго: так или иначе ФРС довольно скоро приступит к сворачиванию программы выкупа, в рамках которой заливает в рынки по 120 млрд долларов ежемесячно, считает экономист ING Джеймс Найтли.
О необходимости делать это уже «кричат» технические факторы, объясняет он: захлебываясь в ликвидности, банки не находят ей лучшего применения, чем сдать назад в ФРС через окно обратного репо. Объем этих операций, в ходе которых банки паркуют в ЦБ свободный «кэш», с нуля в начале года взлетел 1,1 триллиона долларов.
Критическими для решения ФРС станут данные по рынку труда за август, считает Найтли: если число новых рабочих мест превысит консенсус (750 тысяч на данный момент), Федрезерв может начать «резать» выкуп активов уже на сентябрьском заседании.
Источник: Finanz