default-logo

Рецессия может оставить многим странам фискальное бремя



Рецессия может оставить многим странам фискальное бремя, сбросить которое будет очень тяжело.

Плохой новостью для политиков и хорошей новостью для экономики является тот факт, что им больше не удастся избегать печального состояния государственных финансов. Данные, опубликованные 13 ноября показали, что в экономика зоны евро выбралась из рецессии в 3 квартале 2009 года. ВВП вырос на 0,4%, первый квартальный рост более чем на год. Учитывая масштабы спада, процесс восстановления будет скромным: ВВП по-прежнему на 4,1% меньше, чем годом ранее.

Такой глубокий спад не мог не сказаться на государственных финансах. Средний дефицит бюджета в 16 странах еврозоны будет составлять 6,4% от ВВП в этом году, достигнув 6,9% в 2010 году, согласно прогнозу Европейской комиссии. Если не будут приняты меры для обуздания дефицита, государственный долг увеличится до 88% ВВП к 2011 году, это на треть выше, чем до кризиса (см. диаграмму).

deeperdebtЭта смесь слабой экономики и разваливающихся государственных финансов создает дилемму для политиков. Есть риск, что государственный долг в конечном итоге выйдет из-под контроля, если не будет роста налогов или сокращения расходов. Но если финансовая поддержка будет снята слишком быстро, экономика может нырнуть обратно в рецессию. Для решения этой проблемы страны Европейского союза в принципе согласились на «амбициозное» ужесточение бюджетной политики, но только с 2011 года. К тому времени, есть надежда, что экономика будет достаточно сильной, чтобы противостоять сокращению государственной поддержки.

Комиссия будет играть роль координатора и наблюдателя, хотя и не ясно как будут исполняться ее предписания. 11 ноября она предложила, чтобы 13 стран ЕС с большим дефицитом снизили его до 3% ВВП самое позднее к 2014 году. Министры ЕС рассмотрят эти планы на встрече 2 декабря. Страны находящиеся в худшем финансовом положении должны будут сделать больше остальных. Например, Ирландии придется повысить налоги или сократить расходы на 2% ВВП каждый год в течение пяти лет для достижения указанных целей. Германии же, напротив, необходимо ужесточить фискальную политику ежегодно в среднем лишь на 0,5% от ВВП в течение трех лет.



Работа по ремонту государственных финансов, имеет больше шансов на долгосрочный успех, если опирается на сокращение расходов, а не на рост налогов. Но это средство будет трудно применить слишком строго, особенно в наиболее пострадавших странах, таких, как Ирландия и Испания. Налоговые поступления в Ирландии сократились на треть с 2007 года, гораздо больше 13%-ного падения номинального ВВП. Аналогичная ситуация в Испании, доходы, вытекающие из жилищного бума — налог на добавленную стоимость (НДС) по новым домам, налог на прирост капитала, трансакционные сборы — иссякли и больше не вернутся.

Сдвиг в экономике обеих стран от внутренних расходов также оказывает свое влияние. Экспортный рост, имеет свою привлекательность, но он не очень помогает бюджету где налоги на потребление занимают большую долю от общей выручки (см. статью). Взрыв пузыря на рынке недвижимости показал насколько уязвима такая налоговая база.

Ирландия уже ужесточила фискальную политику примерно на 5% от ВВП, начиная с июля 2008 года, самого разгара рецессии. Правительство будет устанавливать свои бюджетные планы на 2010 год 9 декабря, как ожидается, оно должно сберечь € 4 млрд или собрать дополнительных налогов на эту же сумму, чтобы стабилизировать дефицит. Предварительный доклад о бюджете обратил внимание на значительный рост заработной платы и занятости в государственном секторе на протяжении последних десяти лет. Это является прямым намеком, что сокращение зарплат рассматривается среди возможных вариантов. Испания планирует сократить свой дефицит за счет повышения основной ставки НДС с 16% до 18% в июле следующего года, постепенного отказа от налоговых льгот и урезания инвестиционных схем для малого бизнеса, которые были частью фискального стимула.

А что говорят в Париже?

Такие действия по решению бюджетных проблем больше основаны на опасениях мести со стороны рынков облигаций, чем на нотациях из Брюсселя. Крупнейшим членам ЕС будет необходимо придерживаться программы разработанной комиссией, чтобы она могла сохранить хоть какой-то вес. Хоакин Альмуния, еврокомиссар по экономике, кажется не слишком переживает относительно планов нового немецкого правительства по снижению налоговых ставок, хотя они не являются частью его расчетов. Германия имеет достаточного потенциала и авторитета, чтобы ужесточить свою политику чуть позже, чем другие. Италия оказалась куда дисциплинированнее. Благодаря осторожным во время кризиса инвесторам, Италия не может себе позволить увеличение и без того огромной государственной задолженности. Она избегала любого значимого стимула в ходе рецессии, и теперь ей предстоит сделать меньше, чтобы восстановит контроль за дефицитом.

Критика комиссии гораздо больше должна раздражать Францию. Брюссель хочет кумулятивного ужесточения бюджетной политики в размере 5% от ВВП к 2013 году. Франция требует продления срока. Даже если она добьется этого, ситуация по-прежнему будет весьма непростой. Доля государственных расходов в экономике является самой высокой в еврозоне. Сокращение обязательный расходов, а не увеличение налогов, было бы лучшим средством против бюджетного дефицита. Но трудно себе представить, что наступление на социальные программы пройдет одновременно с президентскими выборами в 2012 году. Франция имеет небольшой опыт сокращения бюджетных расходов так что ориентир в 3%-ный дефицит представляется отдаленной перспективой.

Более неотложной проблемой является Греция (см. статью). Ее новое правительство говорит, что дефицит бюджета в этом году будет 12,7% ВВП, что намного больше предыдущих прогнозов. Что еще хуже, дефицит прошлого года был пересмотрен до почти 8% от ВВП, частично, по-видимому, из-за неоплаченных счетов медицинских поставщиков. Fitch, рейтинговое агентство, немедленно снизило рейтинг облигаций Греции от А до А- (сейчас уже ВВВ+) и предупредило о дальнейшем понижении, если правительство не уточнит, как собирается бороться с бардаком в госфинансах.

Комиссия сочла, что «никакие эффективные действия» не были приняты Грецией по решению проблемы дефицита, этот упрек должен быть одобрен министрами ЕС в следующем месяце. Новый план действий в Греции будет принят в феврале. Без мер по исправлению положения, государственный долг, как ожидается, достигнет 135 % от ВВП уже в 2011 году. Тем не менее инвесторы пока оптимистичны: десятилетние облигации торгуются с доходностью ниже 5% (вчера шли по 5,3). Это может отражать предположения, что партнеры по еврозоне не должны бросить ее в беде. Но их бесит греческая распущенность, поэтому полностью положиться на них нельзя.

Странам с глубокими карманами достаточно своих бед. Повсюду распыляемые для смягчения рецессии деньги — в доплатах к заработной плате, в программах по стимулированию спроса и пр. — должны откуда-то финансироваться. Сокращение финансовой поддержки будет тормозить и без того медленное восстановление. Учитывая масштаб корректировки необходимый в некоторых странах, трудно быть слишком оптимистичными по поводу перспектив роста еврозоны.

Немецкие бондари (не те кто бочки делают, а те кто облигациями ворочуют :) говорят, что все гуд и на греческих бумагах можно заработать, а не брешут ли?

The Economist: Weighed down, Перевод: Александр Усачёв





Загрузка...