Российская экономика: отмучались!

Сегодня ЦБ РФ опубликовал данные по размеру широкой денежной базы в экономике по итогам 2009 года. Как и ожидалось, состоялся колоссальный прирост — количество рублей в экономике вышло на рекордные уровни. Скачек предложения денег в России по декабрям имеет сезонный характер, но если мы будем смотреть изменения «к аналогичному периоду пр.года», то и в таком формате рост неплохой +15.9%.

Российская экономика: отмучались!

Все это означает одно — российская экономика отмучалась, «кредитному аду» подошел конец. А был вызван он преимущественно Центральным банком и правительством РФ, которые не имеют возможности проводить стабильную монетарную политику пока таргетируется рубль. К слову, вливания в денежную базу в декабре обеспечило правительство, финансирующее дефицит бюджета за счет денежной эмиссии.

Как в старые и недобрые 90-е годы, правда, теперь это называется «тратить деньги стабфонда». Хрен редьки не слаще. Данные о дефиците бюджета по итогам декабря будут опубликованы на днях, но похоже, что вливания декабря были около 1 трлн. рублей. С таким ростом предложения денег российская экономика должна впасть в рефляцию, т.е. ВВП краткосрочно оживет, т.е. вырастет (краткосрочно у экономистов очень долго — сроки измеряемые месяцами и годами), а потом будет ускорение инфляции.

Прибалтика и Украина показали худшие темпы изменения ВВП в кризис. Например, Украина имеет ВВП 3-го квартала 2009 года -15.9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, Латвия -19.0%, Эстония -16.6% (у России, напомним, третий квартал -8.9%). Я считаю, что все это звенья одной цепи. Все страны, так или иначе, придерживаются политики фиксированного курса. По разным причинам – Прибалтика собирается вступать в еврозону и поэтому вынуждена придерживаться коридора к евро, Украина и Россия фиксируют свои валюты по историческим соображениям. Но стабильность обменного курса, которую так любит бизнес, приводит к неприятным последствиям.

Во время стабильного развития все выглядит неплохо. При фиксированном курсе оказывается возможным «импортировать» финансовую систему развитых стран, занимать в долларах и евро с низкими ставками. Зато во время кризиса, национальная валюта резко падает, что приводит к резкому удорожанию инвалютных займов. При этом, центральные банки пытаются противостоять обесценению локальной валюты. Причины разнятся – удержать коридор к евро, как в случае с Прибалтикой или просто потому, что не доверяют рынку в установлении курсов, боятся «гипердевальвации» или потому, что привыкли делать так. Рынки тем временем распознают уязвимость национальных валют и начинают массово играть против центрального банка. В случае России с ее 3-ми в мире по величине резервами пришлось продать $200 млрд., страны Прибалтики и Украина не могли себе позволить такую роскошь – просто не было столько инвалюты. В итоге, любая страна, продолжающая придерживаться политики стабильного курса, вынуждена поднять процентные ставки. На языке центральных банкиров, это означает уменьшить объем национальной валюты в обращении, т.е. сократить предложение денег. Национальная валюта оказывается в дефиците, финансовая система отвечает резким ужесточением кредита, и рыночные агенты лишаются ресурса для игры (игра выглядит так – нужно занять в национальной валюте, конвертировать в дорожающую иностранную и ждать девальвации; ужесточение внутреннего кредита останавливает цепочку на первом шаге).

Российская экономика: отмучались!

Выше приведен график изменения денежной базы в Латвии, на котором отчетливо видно, что с началом кризиса предложение национальной валюты – латов сократись практически на 40%. С точки зрения современной науки экономика (в которой нет абсолютной краткосрочной гибкости зарплат и цен) должна ответить спадом. Что мы на самом деле и наблюдаем – экономика Латвии находится в спирали жесткого спада. К тому же, мы видим резкое падение инфляции – в Латвии индекс потребительских цен в начале лета 2008 года показывал темп роста почти 18%, а по итогам 2009 года показывает -1.2% (это даже более резкое падение инфляции, чем в России, где в сентябре 2008 года инфляция была 15% yoy, а сейчас, в декабре – 8.8%, но и падение темпов роста предложения денег куда больше). Мы можем рассматривать другие страны, включая Украину – везде видим снижение темпов предложения денег.

Пишу, как вшивый о бане, количество денег в экономике — важно. Важен темп с которым он изменяется, это влияет и на инфляцию и на выпуск. Если в стране разрешена свободная конвертация валюты (в Китае, например, – нет) и разрешено движение капитала через границу, то центральный банк должен выбрать что ему важнее – проведение монетарной политики или стабильность валютного курса. Все перечисленные страны выбирали последнее, а это означает, что в кризис они вынуждены уменьшать предложение денег, что неминуемо ведет к большому падению ВВП. В этих странах наблюдается развал банковской системы и «кредитный ад».

Хорошая новость в том, что в России «кредитный ад» подходит к концу. ЦБ РФ постепенно, начиная с мая, ослабляет денежную политику. Сегодняшние сообщения о том, что Сбербанк снижает ставки, говорит буквально об этом же. Денежные агрегаты в России резко возросли, а далее следует ожидать снижения ставок, роста предложения кредита. Кризис в стране завершается, правда, его пережил не весь бизнес.

Дмитрий Тимофеев
Все материалы Дмитрия Тимофеева на stockinfocus.ru

Stockinfocus.ru