Андрей Клишас: Норникель не отдаст в репо свои акции

Андрей Клишас: Норникель не отдаст в репо свои акцииОАО «ГМК «Норильский никель» (ММВБ: GMKN) не испытывает необходимости задействовать значительный пакет казначейских акции в сделке репо для финансирования buyback на $4,5 млрд, который проводила «дочка» ГМК, NN Investments.

Как заявил в интервью «Интерфаксу» президент «Норникеля» Андрей Клишас, «Норникель» пока не получал требований от крупных акционеров о погашении акций, выкупленных в ходе buyback, и отмечает сложности в этом процессе. Погашение потребует долгого согласования, в том числе комитетами при совете директоров.

Основной проблемой может стать тот факт, что для перевода бумаг с NN Investments на ГМК потребуется новый buyback, цена которого должна быть рыночной, следовательно, все акционеры получат возможность тендерить свои пакеты. «Норникель» не планирует делать «РусАлу» новой оферты в ближайшее время, отметил А.Клишас: «Мы неоднократно предлагали «РусАлу» выкупить его долю. И наши предложения, я считаю, были достаточно интересными для акционеров «РусАла», но большинство совета директоров или менеджмента алюминиевой компании решили иначе. Никаких новых предложений мы в ближайшее время делать не будем».

По словам А.Клишаса, несмотря на недавнее привлечение кредита Сбербанка на 70 млрд рублей, часть акций, приобретенная в ходе buyback, может быть использована для привлечения финансирования. Buyback — не единственное предназначение кредита Сбербанка, отметил А.Клишас.

Пакет, который может быть использован для этого, теоретически может быть любым, «от нуля до 7,71%», но «Норникель» не испытывает потребности задействовать серьезный объем, да и этот вариант может иметь негативные последствия для акций компании. «Любые наши сделки с собственными акциями не должны негативно сказаться на рынке», — сказал А.Клишас.

«Думаю, что нет. Мы можем задействовать большой объем, но пока у нас такой необходимости нет», — ответил президент «Норникеля» на вопрос, может ли быть продан в репо значительный пакет акций ГМК. Он напомнил, что buyback будет наполовину профинансирован из заемных средств, наполовину — из собственных.

Говоря о возможном погашении приобретенных в ходе buyback бумаг, А.Клишас отметил, что пока никто из крупных акционеров такой вопрос не ставил. Погашение чревато большими сложностями для «Норникеля», заявил А.Клишас, хотя выгодно всем акционерам и является стратегически правильным. «Процедура погашения — это уменьшение уставного капитала, это досрочное наступление всех обязательств. Это большой комплексный вопрос, который требует обсуждения на комитете по бюджету, на комитете по аудиту. Поэтому, я думаю, что все акционеры как-то соизмеряют степень тех сложностей, с которыми придется компании столкнуться, с целями, ради которых погашение нужно провести», — сказал А.Клишас.

Проблемой погашения является то, что для передачи акций с NN Investments на «материнскую» компанию необходимо провести новый buyback. Президент «Норникеля» пояснил, что такой buyback должен быть проведен в соответствии с законодательством РФ, которое, в частности, не допускает, чтобы цена выкупа акции была занижена.

«Если нам потребуется провести выкуп, все будет сделано по закону. И предъявить бумаги также смогут все акционеры», — подчеркнул А.Клишас. Он добавил, что у «Норникеля» нет планов проводить новый buyback, «потому что это компетенция совета и собрания, и акционеры таких требований не заявляют, по крайней мере сегодня».

ADR, приобретенные NN Investments в ходе buyback, «Норникель», скорее всего, не будет конвертировать в акции, так как расписки являются более привлекательным рыночным инструментом: «Это (конвертация) не имеет смысла. Расписки мы, скорее всего, сохраним в том виде, в котором они существуют сейчас. Это хороший инструмент для привлечения ликвидности, намного более удобный, чем локальные бумаги», — сказал А.Клишас.

«Норникель» не видит отрицательных последствий снижения веса акций компании в MSCI, так же как и сокращения free float с 30% до 25% в ходе двух buyback, заявил А.Клишас. «Сокращение веса не сказывается на нашей прибыли, на дивидендах, которые мы выплачиваем акционерам, на наших кредитных рейтингах. Объем ликвидности имеет значение только в том случае, если, обладая очень незначительным объемом денежных средств, вы можете существенно влиять на котировки, покупая или продавая. Поверьте, «Норникель» очень далек от такой проблемы», — сказал он.

Для финансирования buyback, в ходе которого NN Investments с 29 сентября по 28 октября приобретала 7,71% акций, «Норникель» привлек предэкспортный синдицированный кредит на $1,5 млрд. Одна из производственных площадок «Норникеля» в РФ, Кольская ГМК, привлекает кредит Сбербанка России (ММВБ: SBER) объемом до 61 млрд рублей. Сам «Норникель» параллельно занимает у Сбербанка до 9 млрд рублей и может частично поручиться по кредитной линии Кольской ГМК (на 13,5 млрд рублей).

Половину объема $4,5 миллиардного buyback «Норникель» планировал привлечь за счет собственных средств и финансовых инструментов. Кроме доли, приобретенной NN Investments, «Норникель» располагает 9,23% казначейских акций, выкупленных другой его «дочкой», Corbiere, в этом году также за $4,5 млрд.

Перед объявлением buyback «Норникель» сделал оферту «РусАлу», предложив ему продать 15% акций ГМК по $306 за акцию (общая сумма — $8,75 млрд). Оферту 5 сентября единогласно отклонил совет директоров «РусАла», сочтя ее не отражающей фундаментальной стоимости блокирующего пакета акций «Норникеля». Однако председатель совета директоров «РусАла» Виктор Вексельберг позднее письменно заявлял, что уполномочен советом директоров «РусАла» рассмотреть предложения «Норникеля», которое будет отражать фундаментальную стоимость доли «РусАла» в ГМК.

Stockinfocus.ru