Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«День радио» в шведском флоте?

Вот уже три дня, с прошлой пятницы, 17 октября, ВМС Швеции чуть ли не на рейде Стокгольма ищут тонущую в шведских территориальных водах российскую подводную лодку.

Некоторые источники даже успели заявить, что это гибнет одна из новейших атомных ракетных подлодок Российского флота «Дмитрий Донской», а мировая общественность панически спорит, сколько именно баллистических ракет с ядерными боеголовками вот-вот окажутся на дне в двух шагах от побережья несчастной Швеции. В общем, стало мне любопытно, «об чем, собственно, речь»?

"День радио" в шведском флоте?

В общем, началась вся история с того, как шведская газета Svenska Dagbladet сообщила, со ссылкой на «надежные источники», что служба радиоперехвата Швеции якобы поймала некий радиосигнал. Передача велась, во-первых, открытым текстом, во-вторых, на русском языке, в-третьих, на частоте, которую обычно использует только российский флот и строго в чрезвычайных ситуациях. Из чего был сделан вывод: у русских моряков случилось что-то сильно неприятное. А так как никаких надводных российских кораблей в шведских территориальных водах не наблюдалось, «логично предположили», что тонет подводная лодка.

Пока люди в погонах пытались понять, что это такое они услышали, примерно из того-же района и на тех же частотах неизвестный передатчик опять вышел в эфир. Как сообщается, на этот раз уже шифром и, якобы узконаправленным сигналом, идущим аккурат в Калининградскую область, где располагается база Балтийского флота РФ. Ну, все, точно русские! — решили шведы и подняли по тревоге всех. Флот. Армию. Полицию.

А к пяти вечера, 19 числа, блогер Павел Шехтман, со ссылкой на свои личные источники в Северном флоте РФ, заявил, что это тонет не просто лодка, а новейший российский атомный ракетоносец «Дмитрий Донской». Вот прямо вместе с атомными ракетами и тонет.

"День радио" в шведском флоте?

И «понеслась душа в рай». В интернете даже возникли споры на счет того, что это не «Дмитрий Донской», это новейший «Юрий Долгорукий». И вообще, не тонет, а учения проводит, и не просто так, а с возможными демонстративными пусками баллистических ракет «Булава» для устрашения всего военно-морского флота НАТО. Встречались и более забавные версии. В том числе о том, что армейские патрули по побережью вторые сутки ловят якобы, то ли российского чудом спасшегося матроса, то ли морского русского спецназера. Когда поймают — выяснят точно. Пока, правда, неизвестный успешно уходит от погони.

"День радио" в шведском флоте?

К тому моменту успели произойти два события. Первое — пресс-служба военно-морского флота Швеции лишь подтвердила факт проведения поисковой операции и тем ограничилась. На вопрос — кого ищут? — ответ дала предельно обтекаемый: неизвестные подводные объекты. В общем, логично. Какие же они известные, если их еще не нашли?

Второе — ВМФ России официально заявил, что никаких инцидентов ни с какими российскими лодками нигде не происходило. Ходят себе они согласно поставленных боевых задач и утвержденного плана боевой учебы. Демократическая общественность, естественно России не поверила. Вспомнила события с АПЛ «Курск» и убежденно заявила: значит «Дмитрий Донской» точно тонет!

Никому из них не пришло в голову задуматься над вопросом — что вообще мог забыть атомный ракетоносец в тесной балтийской луже? Кто-нибудь задумался, почему в Северном флоте АПЛ есть, в ТОФе — есть, а в БФе — нету? Ответ предельно прост. Балтийское море мелкое, тесное, со всех сторон береговыми ракетными комплексами простреливаемое и элементарно запирается Датскими проливами. Атомной лодке в Балтийском море даже в учебных целях делать совершенно нечего. Чтобы это увидеть, достаточно зайти на сайт Baltic Sea Hydrographic Commission.

Вот район на обычной привычной карте.

"День радио" в шведском флоте?

Вот он же на сайте Baltic Sea Hydrographic Commission. Белая капелька упирается острием как раз в тот самый «район неизвестной подводной активности».

"День радио" в шведском флоте?

Чем эта карта интересна, так это возможностью легко составить профиль глубин любого района акватории. В общем, если смотреть в широтном направлении, то профиль дна с картой глубин выглядит вот так.

"День радио" в шведском флоте?

Если смотреть с севера на юг, дно выглядит вот так.

"День радио" в шведском флоте?

Наглядно видно, что место событий является просто очень большой лужей, а в месте предполагаемых событий глубины вообще едва превышают тридцать метров. Что там делать подводному ракетоносцу с собственной высотой, если вместе с рубкой считать, более 15 метров? Пузо о донные камни чесать? Я даже не спрашиваю, как такая махина могла незамеченной проскользнуть в узкий датский пролив и остаться абсолютно незамеченной аж тремя линиями донных датчиков рубежей противолодочной обороны НАТО?

Впрочем, сторонники теории заговоров тоже имеют свои козыри. «Практически сразу после публикации статьи в шведской газете» (я так и не понял, это когда именно, точных данных по времени никто нигде не привел) этот район покинул нефтеналивной танкер NS Concord, который, хотя и ходит под флагом Либерии, принадлежит компании NovaShip, имеющей юридический адрес в порту Новороссийск.

"День радио" в шведском флоте?

До того он 7 суток совершал тут какие-то странные маневры. Шведская сторона опубликовала вот такую картинку с трассировкой.

"День радио" в шведском флоте?

Другой источник приводит вот такую версию этих же событий.

"День радио" в шведском флоте?

По мнению конспирологов, танкер якобы маскировал действия лодки и обеспечивал ее поддержку. А еще, вчера, 19 октября, из С.Петербурга в море вышел научно-исследовательский корабль «Профессор Логачев», специализирующийся на глубоководных исследованиях морского дна.

"День радио" в шведском флоте?

Куда он направляется — на данный момент не известно, но сторонники теории утопления русской подлодки, убеждены — прямым курсом в подозрительный район. Если верить открытым источникам, в районе траверса Таллина «Профессора Логачева» взял в сопровождение голландский патрульный корабль HNLMS Zeeland (P 841), с 17 октября 2014 года находившийся в Эстонии для участия в совместных с ВМС Эстонии учениях. Кроме него там находятся HNLMS «Evertsen» (F805), HNLMS «Amsterdam» (A836) и подлодкой HNLMS «Bruinvis» (S 810).

"День радио" в шведском флоте?

В общем, пока «Профессор Логачев» неспешно, со скоростью 17 км/ч, куда-то идет, а голландец делает вид, что просто случайно следует тем же курсом, «в интересующем районе» шведским военным флотом развернута полномасштабная поисковая операция.

"День радио" в шведском флоте?

"День радио" в шведском флоте?

«Мы уже начали разведывательную операцию… В ней задействованы корабли, вертолеты, а также несколько подразделений сухопутных войск», — заявил представитель командования Вооруженных сил Швеции коммодор Йонас Викстрём.

Дальше дело пошло веселее. Оказалось, в распоряжении газеты есть даже фото, сделанное неким гражданским лицом, доказывающего существование неизвестной лодки в шведских водах.

"День радио" в шведском флоте?

Шведский флот этот факт никак не прокомментировал, но намекнул, что в составе ВМФ РФ на Балтике числятся две дизельные подводные лодки. Вскоре это стало чудесной питательной средой для всяких воспоминаний, как в шведских водах случайно объявлялись советские ДПЛ. В то числе, в виду навигационных ошибок садились на камни в двух шагах от главной базы ВМС Швеции. В общем, шведы по-своему правы. Наши советские «дизелЯ» в подобные истории влипали. Было дело. И сейчас в Балтфлоте служат две дизельные субмарины проекта 877 «Па́лтус» («Кило» — по классификации НАТО).

Б-227 «Выборг»

"День радио" в шведском флоте?

Б-806 «Дмитров»

"День радио" в шведском флоте?

Так что «теоретически они могли», но… в этом случае в месте инцидента уже бы крутился весь Балтийский флот. Который спокойно занимается своими делами и ухом не ведет. К тому же, как выяснилось позже, дизельная лодка в этом районе действительно была. И снова источником оказалось любительское фото.

"День радио" в шведском флоте?

"День радио" в шведском флоте?

Не будем ставить под сомнение «время и место» когда оно сделано. Дело в том, что на снимке не российская, а голландская дизельная подводная лодка типа «Валрус». Она довольно легко узнаваема из-за очень характерного профиля задней части рубки.

"День радио" в шведском флоте?

В составе ВМС Нидерландов таких есть четыре штуки: S802 Hr.Ms. Walrus; S803 Hr.Ms. Zeeleeuw; S808 Hr.Ms. Dolfijn; S810 Hr.Ms. Bruinvis. Пресс-служба Балтфлота «намекнула» своим шведским коллегам на сей факт, но ВМС Швеции настаивают, что «голландский дизель» в шведских водах действительно был, но доподлинно покинул их задолго до указанных событий.

Впрочем, на данный момент коммодор ВМФ Швеции Йонас Викстрём позицию Швеции выразил так:

"День радио" в шведском флоте?

«Мы по-прежнему считаем, что информация разведки о происходящем заслуживает полного доверия. Как глава этой операции я, таким образом, принял решение увеличить количество участвующих в ней подразделений. При этом важно подчеркнуть, что наши действия все еще носят именно разведывательный характер. Наша задача – убедиться в том, действительно ли в указанном районе происходит, либо происходила недавно, какая-либо иностранная подводная активность.»

Еще Шведская военная разведка неофициально полагает, что в территориальных водах страны могла потерпеть аварию новейшая российская сверхмалая подлодка «Тритон НН» (головной разработчик – санкт-петербургский ЦКБ «Лазурит»), так называемый «носитель легководолазов», а по другой классификации «самопогружающийся катер проекта 31310». К такому выводу пришли эксперты шведского ведомства обороны, проанализировав ситуацию. Катера-подлодки «Тритон НН» способны передвигаться в надводном состоянии со скоростью до 40 узлов, неся на себе экипаж водолазов и их снаряжение, а перемещаются они к месту действий с помощью крупных торговых судов.

"День радио" в шведском флоте?

Вот смотрю я на всю эту шумиху и вспоминаю слова Владимира Высоцкого «как-то это все напоминает индо-пакистанский инцидент». Был такой российский фильм. «День радио». «В океане терпит катастрофу лайнер «Доктор наук профессор Шварценгольд», которое перевозит на своём борту более ста видов редчайших животных.» Его еще выходил спасать крейсер, которого тоже не существовало…

Это только мне кажется, что история один в один?

P.S. Хочу выразить благодарность моему другу Михаилу Мельникову за помощь в сборе и анализе материала.

Автор: Алексей Леший