Пойдет ли Порошенко первым или опять спрячется за Кучмой?

Пойдет ли Порошенко договариваться первым или опять спрячется за Кучмой Аналитика

Москва считает президента Украины Петра Порошенко ключевым партнером в Киеве по поиску решения конфликта в Донбассе. Такое мнение высказал во вторник в интервью РИА «Новости» глава МИД РФ Сергей Лавров. 

Пойдет ли Порошенко договариваться первым или опять спрячется за Кучмой

Он отметил, что мирный план Порошенко и соответствующие инициативы президента Владимира Путина стали фундаментом минских договоренностей. Неукоснительное выполнение этих договоренностей Лавров назвал «ключом к жизнеспособному урегулированию нынешнего кризиса».

Руководитель российского внешнеполитического ведомства также напомнил, что «сам Порошенко не раз публично заявлял о недопустимости возобновления боевых действий» на Юго-Востоке. И выразил надежду, что слова украинского лидера «будут подкреплены практическими шагами по деэскалации напряженности и установлению прочного мира в Донецкой и Луганской областях, началом инклюзивного внутриукраинского политического диалога».

Но не слишком ли большие надежды Лавров связывает с президентом Украины? Так ли уж он заинтересован в мире и диалоге с лидерами Донецкой и Луганской народными республиками?

До настоящего времени все попытки разрешить конфликт на юго-востоке Украины оканчивались ничем. Порошенко публично декларирует мир. Но на переговоры, где эта проблема обсуждается, посылает президента-пенсионера Кучму, который фактически ничего не решает. А жителям Донбасса (своим, к слову сказать, гражданам) объявляет экономическую блокаду, оставляя, их без средств к существованию.

Речь Лаврова, конечно, стоит рассматривать, прежде всего, как дипломатический шаг, — пояснил замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.

Дипломатические шаги всегда направлены в определенную сторону, но при этом они еще всегда имеют вполне определенные стандартные формы.

Безусловно, эта речь выражает надежду российского руководства, что с Порошенко, действительно, можно о чем-то договориться. Хотя бы о прекращении огня в Донбассе.

Что-то новенькое в оценке возможностей Порошенко как президент. Он что стал более самостоятельным в принятии решений?

Руководит ли Порошенко политикой внутри страны? Этот вопрос, на самом деле, остается открытым. А может, это определенный аванс со стороны Лаврова.

Дело в том, что внутри украинского политикума тоже не все друг с другом ладят, не все друг друга считают достойными именно тех постов, на которых они находятся. И прекрасно осознают тот факт, что в случае необходимости людей с этих постов при поддержке определенных внешнеполитических игроков могут сместить и заменить другими, более послушными или наоборот, более неадекватными.

Поэтому сейчас, возможно, из заявления Лаврова следует, что Порошенко из всех фигур, представленных на украинском политическом Олимпе, это фигура наиболее адекватная. И может быть, она не вполне для нас благоприятная, но если к власти придет Тягнибок или Ляшко, то тогда диалог какой-то вообще будет невозможен.

Поэтому сказанное Лавровым можно оценивать с разных сторон. Но, пожалуй, главным сейчас является некоторое (пока еще очень слабое и хрупкое), но сближение по вопросу об урегулировании конфликта в Донбассе. По сути, о прекращении военных действий, о прекращении обстрелов, об отводе, соответственно, войск и тяжелого вооружения.

Если этого удастся достичь, то, конечно, речь Лаврова можно считать оправданной. В данном случае, я бы и сам наградил Порошенко самыми лестными эпитетами, лишь бы только украинские войска прекратили убивать мирных жителей Донецка.

А как стоит понимать слова начальника следственного управления СБУ Василия Вовка, который в эфире одного из центральных телеканалов признал необходимость диалога с лидерами ДНГ и ЛНР? Потому что они, по его словам, «представляют интересы 4 млн. человек, а это десятая часть населения страны».

Заявление звучит очень необычно на общем фоне и на фоне других сотрудников СБУ. Может, это определенный сигнал. Но, поймите, это заявление легко может быть дезавуировано.

Потому что руководитель СБУ скажет, что подчиненный не то имел в виду или взял на себя слишком много полномочий и просто выражал свое частное мнение, которое расходится с государственной политикой, в том числе и с политикой данного ведомства.

Но, безусловно, это симптом определенный. То есть, это симптом, говорящий о том, что военным путем и путем экономического удушения Донбасс победить не удалось. И сейчас при давлении со стороны России и при давлении на Россию со стороны Запада начинается определенный поиск компромисса.

В чем?

Основная борьба будет вестись за то, чтобы противоположная сторона уступила больше. То есть, скажем, сторонники ЛНР и ДНР будут требовать федерализации страны. Статуса какой-либо автономии внутри федеративного государства. А Порошенко и киевский центр будут говорить о децентрализации, и пытаться выдать, так сказать, инструменты местного самоуправления именно за эту самую децентрализацию.

ДНР и ЛНР де-факто признаны

То есть, сейчас обе стороны осознают, что военным путем добиться решительного успеха – по ряду причин, не только военных, но и дипломатических и экономических – невозможно.

Поэтому придется вести переговоры. В них сейчас заинтересованы все – и украинская сторона, которая тратит до двух-трех миллионов долларов в день на войну, и истощает без того уже слабую экономику Украины. И сторона Донецкой и Луганской республик, у которых гибнут постоянно мирные жители, и разрушается инфраструктура и города.

Так, может, есть смысл Порошенко не посылать в Минск Кучму, а самому сесть за стол переговоров?

Безусловно, это имело бы смысл. Но Кучму посылают примерно с той же целью, с какой делал заявления сотрудник СБУ. Кучма не за что не отвечает. Он просто прощупывает почву, насколько можно удачно достичь компромисса именно для киевского центра.

Если там они придут к какому-то компромиссу, то, допустим, приедет какой-то представитель киевского государства и, соответственно, он уже будет вести конкретные переговоры по этим достигнутым компромиссным решениям. В случае провала переговоров или в случае внезапного возобновления боевых действий, Порошенко будет не при чем. И критике как со стороны своих ультранационалистов-патриотов он не будет подвергаться, так и со стороны других – потому что он не несет ответственности за эти переговоры.

Сейчас среди украинских правящих элит по большому счету оформилось, и продолжают действовать две магистральные партии, которые условно можно назвать «партия войны» и «партия мира», — комментирует ситуацию украинский политолог и публицист Сергей Слободчук.

«Партия войны» – это те, кто требует возобновить военные действия в Донбассе и продолжать их любой ценой. Как правило, это люди, зарабатывающие просто цинично на войне… на поставках оружия, бронежилетов, медикаментов. За счет войны можно провести легкий передел активов и собственности. Плюс за счет войны создают и фактически легитимируют частные армии.

Но есть и «партия мира». Я достаточно критично отношусь к такой фигуре как президент Порошенко, но надо понимать, что сегодня он является по факту представителем вот этой «партии мира». Криво и косо, коряво и плохо, вороватыми ручонками, но все-таки он пытается ввести эту ситуацию в рамки мирного урегулирования. И не вестись на поводу у тех, кто кричит о том, что перемирие все равно не соблюдается, давайте уничтожать, давайте воевать и т.д.

То есть, Вовк из СБУ – это человек из пула Порошенко?

Как мы видим по его заявлению, он относится к партии, которая как раз выступает за мирное урегулирование. К чему, собственно, и прозвучал такой месседж. Вот почему он прозвучал от руководителя, скажем так, второго эшелона?

Возможно, потому что это вброс в информационное пространство, чтобы посмотреть, как отзовется на это экспертное сообщество, как журналисты это прокомментируют, как население отнесётся к такому предложению… Потому что еще год назад люди на улице и магазинах с пеной у рта доказывали, что нет, ни в коем случае нельзя вести переговоры с «террористами»… и т.д.

Надо понимать, что общественные настроения сейчас во многом формируют людей, у которых нет ни моральных, никаких других ориентиров – они все разрушены. Их добил майдан. А во-вторых, рухнула политическая система координат.

Чего добился Майдан. Итоги ассоциации

В мае Порошенко выбрали президентом в первом туре, сейчас он может (я гипотетически говорю), если будут выборы, занять пятое место. Нынешняя власть просто запустила этот дурноватый механизм, когда она сама себя поставила в зависимость от мнения толпы, которая, к тому же, еще и бесноватая.

Вовк озвучил версию. Это информационный вброс. Но версия эта, на самом деле, нормальная, здравая. Потому что военного решения конфликт в Донбассе не имеет. А раз не имеет, то надо решать в формате мирных переговоров, как до этого в Минске. То есть этот процесс уже идет не один месяц. Вовк просто его оформил в словесную форму.

Но с кем, кто договариваться? В том смысле, что пенсионера Кучму ведь вряд ли можно считать официальным представителем киевской стороны?

Дело в том, что ни сам президент Порошенко, ни другие официальные лица Украины высокого ранга не хотят напрямую садиться за стол переговоров с лидерами Донецкой и Луганской республик. Не хотят, чтобы в телесюжетах и на фото они стояли рядом с Пургиным и Плотницким. Отсюда такой непрямой формат, когда киевскую сторону представляет Кучма.

А кто такой Кучма? Никто. Это неофициальное лицо. И честно говоря, на месте лидеров ДНР и ЛНР я бы задался вопросом, какие у него полномочия выполнять то, что он обещает.

Но то, что Киев не участвует напрямую, думаю, дает им свободу манёвра. Представьте, например, что завтра Порошенко встретиться с кем-то из ДРН или ЛНР. Это расшифруют, в первую очередь так, что он считает представителей самопровозглашенных республик равными себе. Что он фактически признает их. А от этого всего полшага до признания самих республик.

9 декабря в Минске должны были состояться очередные переговоры контактной группы по проблеме урегулирования кризиса в Донбассе. Но, её решили перенести ориентировочно на пятницу, 12 декабря. Представители ДНР, ЛНР и Киева встречались в столице Белоруссии в сентябре. Тогда после продолжительных переговоров удалось подписать соглашение об урегулировании ситуации на Юго-Востоке. Но, режим прекращения огня после этого неоднократно нарушался. Более того, Украина подтягивает новые силы и перегруппировывает подразделения, уже находящиеся в так называемой зоне «АТО».

Автор: Светлана Гомзикова

Stockinfocus.ru