Галицкие стрелки: история позора и предательства

Галицкие стрелки: история позора и предательства Мнения

Со времен оранжевого переворота история «сичевых стрелков» обрастала мифами и откровенной ложью. Из них пытаются сделать пример для подражания и от них же ведут историю «современной украинской армии». Их вымышленные подвиги служат примером для подражания нынешних бандеровских вояк. На фоне попыток обандерившегося Киева шагнуть в НАТО мы предлагаем рассмотреть «славный» боевой путь этих стрелков, установивших своеобразный мировой рекорд по смене флага, под которым воевали.

1098257_original

Сразу оговоримся — изначально в Галиции жили русские. Те самые русские, которыми считают себя самые свидомые бандеровцы, типа Фарион — наследники Киевской Руси. Вот только беда в том, что в течение семи веков они были слугами самых разных хозяев этой земли — венгров и австрийцев, немцев и поляков.

Которые навязали им новую религию, кардинально изменили язык и даже мировоззрение. А к началу Первой мировой физически вычистили Галицию от последних жителей, называвших себя русинами — первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин были как раз для них. И бросали туда именно за веру православную и русский язык.

image_big_72359

В результате десятки тысяч были убиты, сотни тысяч бежали, четверть миллиона — ушли уже с русской армией после 1914 года. К февральской буржуазной революции 1917 года в Галиции осталось только (как говорят сегодня) свидомое население, согласившееся служить под подаренным Австро-Венгрией жовто-голубым флагом своим хозяевам и всемерно помогать уничтожению всего русского.

Именно из них формировались сичевые стрельцы (СС) — созданные по национальному признаку подразделения армии Австро-Венгерской империи. 21 августа (3 сентября) 1914 года в Стрые 2,5 тысячи СС-овцев были приведены к присяге Австро-Венгерской монархии. СС входили в состав 129-й и 130-й бригад. Причем первый бой они провели против кубанских казаков.

Стоит уточнить, что брали в эти части граждан Австро-Венгрии «рутенского происхождения» на общих основаниях, а вовсе не формировали из них добровольцев. Вся «добровольность» заключалась в том, что подлежащие призыву рутены просились именно в СС. Относились же к ним не как к элите (о чем любят фантазировать сегодня), а как к подлежащим возможно более быстрому уничтожению отбросам — их даже вооружили устаревшими однозарядными 11-мм винтовками Верндля образца 1867/1873 гг.

Никакими успехами эти части в Первую мировую не отметились. Наоборот, в полном соответствии с планами командования, они несли большие потери и к началу боев за гору Маковка в 1915 г. были фактически обескровлены большими потерями (две трети личного состава).

Поэтому их пополнили набранными в Карпатах гуцулами из села Жабье. Знаменитый генерал Людендорф вспоминал: «Я получил впечатление о полной отсталости народностей, которые не принадлежали к числу господствующих. Во время одной поездки я попал в деревню, населенную гуцулами… Когда я увидел хижины гуцулов, мне стало ясно, что это племя не могло понимать, за что оно воюет».

В боях за гору Маковка с 14 по 21 апреля войсками XXII русского армейского корпуса было взято в плен около 90 офицеров, 5 000 нижних чинов и 21 пулемет противника. Что доказывает — СС в этом малозначительном эпизоде были отнюдь не главной ударной силой Австро-Венгерской и немецкой армий. После этого, вплоть до революции в России, они ничем не отличились. Если, конечно, не считать полного разгрома у гора Лысоня на Тернопольщине (Галиция).

Именно там в 1916 г. попал в русский плен сотник Андрей Мельник (будущий глава ОУН(м)). И ему еще повезло. От легиона СС, переименованного к тому времени просто в полк, осталось всего 16 офицеров и 150 сичевиков, а от 700 до 1000 были убиты. О боевых качествах горе-воинов свидетельствует тот факт, что разбиты они были частями 113 дивизии третьей очереди, сформированной уже во время войны из саратовских ополченцев.

А вот командовал 113-й дивизией как раз украинец, генерал-лейтенант Александр Тимченко. К слову, никогда в армии Австро-Венгрии ни один украинец не командовал дивизией. После разгрома под Лысоней остатками сичевиков командовал чех — подполковник Кикаль. И это все яркие эпизоды СС на службе австро-венграм.

Зато впоследствии они установили абсолютный мировой рекорд по количеству армий, в которых успели послужить. Началось все с неудачной попытки захватить власть в польском Львове. Пока местные «украинцы» бегали по городу, гоняя поляков, сичевики вели диспуты под городом о том, на каких условиях они станут армией ЗУНР (западно-украинской народной республики).

В результате, оклемавшиеся от наглого «наезда» поляки с треском вышибли украинцев (будем так их называть) из города и погнали на восток. Государство без территории вынуждено было заключить 22 января 1919 года так называемый «Акт злуки» с Украинской народной республикой (УНР).

СС становятся ударной и практически единственной организованной силой УНР. Хотя снова никакими военными успехами похвастаться не могут — через месяц с небольшим, в марте 1919 года, из крупных городов Украины под их контролем находились только Житомир и Винница. Совсем не зря в народе родилась поговорка о Директории Петлюры (в которую выродилась УНР): «В вагоне Директория, под вагоном — территория».

185px-Symon_petluraЭтот период существования Галицкой армии (именно так она официально именовалась) можно считать службой одному хозяину весьма условно — ведь Петлюра силой изгнал из кресла гетмана «всея Украины» Скоропадского.

К этому времени во главе сичевиков стоял полковник Коновалец и его правая рука — полковник Мельник — будущие создатели и руководители Организации украинских националистов (ОУН). Правда полковниками они были липовыми.

Коновалец дослужился в армии Австро-Венгрии лишь до звания фенрик (прапорщик), Мельник — командир сотни (роты) СС в армии Австро-Венгрии. Оба во время войны попали в плен и после революции добрались до Киева, где и сформировали первый «Галицко-Буковинский курень», впоследствии подмявший под себя всю Галицкую армию.

Единственным их ярким успехом было подавление восстания рабочих завода «Арсенал» в Киеве. И именно потому, что СС были заняты в карательной операции, Грушевский (именно в честь него названа улица, на которой проходили события майдана-2013) и Ко собрали студентов и бросили их под Круты, выигрывая время для бегства к немцам.

Возвращаясь собственно к сичевикам. Неудачи Петлюры не понравились галицким героям и они решили в очередной раз сменить хозяев, наплевав на свои декларируемые принципы «борьбы за вильну Украину». Командование Галицкой армии уже в начале ноября 1919 года подписало соглашение с командованием Добровольческой армии Деникина. А в конце 1919 года глава ЗУНР Евген Петрушевич денонсировал «Акт злуки».

Однако и в составе ВСЮР галицкие стрелки пребывали не долго. После разгрома Деникина сичевикки совершают «поворот все вдруг» и вливаются в состав РККА. В Красной армии им впервые официально добавляют слово «украинская» и сичевики превращаются в ЧУГА – червона украинская галицкая армия. Хотя «армия» – это ради красного словца.

Сичевиков направили в состав 44-й стрелковой дивизии (1-й Украинской Щорса). В ее составе они воевали против поляков, пока не совершили привычный им поворот оверштаг (на 180 градусов по флотской терминологии). В апреле 1920 года две бригады с Коновальцем и Мельником уходят к полякам, где после недолгой проверки в фильтрационном лагере получают польское гражданство.

Справедливости ради стоит отметить, что в этом рекордном забеге со сменой флага участвовали не все. Что лишний раз подтверждает – далеко не все выходцы из Галиции были беспринципными негодяями. Одна бригада отказалась менять флаг, была окружена и пробилась к красным благодаря отчаянной атаке львовского куреня.

ostap250Заслуги этих сичевиков были высоко оценены большевиками. После окончания войны несколько сот наиболее отличившихся в боях были направлены в Харьковскую школу «червоних старшин». Самым известным из них был Остап Стеца.

Начав воевать 15-летним пацаном, он в 40-е годы дослужился до генерала РККА, стал бригадным генералом созданного во время Великой Отечественной Войска Польского, член Комитета национальной безопасности ПНР.

Судьба же профессиональных предателей была печальна. Они в своем большинстве, осели в Галиции, которая снова принадлежала Польше. Обосновавшийся в Германии Коновалец в конце концов объединил их в Организацию украинских националистов, работавшую после прихода Гитлера к власти под контролем гестапо.

После убийства Коновальца организацию возглавил Мельник и большинство пошло за ним в ОУН(м), а затем в батальон «Роланд», шуцманшафтбатальоны и в 14 дивизию СС «Галиция».

Наибольшую известность получили участием в расстреле киевлян в Бабьем Яру и сожжением белорусской Хатыни.
Меньшинство после раскола организации присоединилось к Бандере и его ОУН (б), контролируемую абвером. В Великую Отечественную путь их широко известен — батальон «Нахтигаль», затем те же шуцманшафтбатальоны, СС «Галиция» и УПА. Больше всего отличились в Волынской резне, где по данным польского сейма вырезали 100 тысяч поляков.

Таков печальный путь галицких сичевиков, умудрившихся в 1917-1920 годах послужить всем воюющим сторонам и пять раз сменить флаг, оказавшись в итоге там, откуда и начинали – в Галиции, хозяевами которой они так никогда и не стали. Даже 20 лет спустя – с помощью гитлеровцев.

Впрочем, ни одни хозяева им этого и не обещали. И вряд ли сегодняшним бандеровцам есть смысл брать с них пример – их предки во всех галицких СС плохо заканчивали.

Автор: Михаил Онуфриенко

Stockinfocus.ru