Проблематика физического насилия над детьми поднимается всё чаще. Источников информации много, проблема постоянно «пережёвывается», но толку…
Недавно я наткнулся на флэш-моб в сетях под хэштегом #янебосьсказать, где люди в соц. сетях открыто говорят о совершенном над ними насилии в детстве, причём насилии, совершённом их близкими или даже родными…
Флэш-моб был организован одной из украинских активисток. Мнения услышал разные: от самых лестных и до самых злобных. Долго думал и все-таки решил высказаться. Я вообще не сторонник что-либо интимное или сокровенное выкладывать в соц. сеть, а наоборот противник. Но решил провести некий анализ почему все-таки люди идут на это?
Сама проблема очень серьезная и к сожалению, набирает все большие обороты. Сегодняшняя система правосудия социальной сферы такова, что реальные проблемы детей решаются с большим скрипом.
Мнения о флэш-мобе самые разные. Кто-то категорически против выноса проблемы «на люди», кто-то наоборот -говорит, что проблему нужно поднимать. По-моему – криком кричать надо!
Для того что бы понять, нужно заглянуть в саму суть проблемы… Почему так много совершенного насилия не раскрыто даже за многие годы? Почему люди скрывали столько лет? Ответы на эти вопросы и дадут реальную картину происходящего.
А суть проблемы такова, что психика ребенка настолько ранима, что малейшее отклонение от норм поведения вгоняет их в ступор. Дети зачастую бояться, что за ту или иную провинность будут наказаны.
Разбитый стакан, несправедливость учителя, насилие одноклассников или взрослых – дети не умеют расставлять проблемы «по рангу». Зачастую страх перед наказанием за разбитый стакан перевешивает страх перед настоящим насилием…
Детские страхи — самые страшные, прошу прощения за тавтологию. Они преследуют нас всю оставшуюся жизнь, и побороть их в одиночку, без помощи психолога, практически невозможно. Если вы в детстве боялись до умопомрачения темноты, вы так и будете её бояться до самой старости. Не в той степени конечно, но будете.
Так и с насилием — дети очень болезненно воспринимают чувство вины, и как правило, стараются скрыть это. То, что совершают над ними взрослые, просто не укладывается в детской голове как вина взрослого. Дети понимают это как наказание за свою провинность…
Чаще всего совершают насилие именно близкие люди. Родственники, отчим, а то и вовсе отец. Пишу, и у самого кипит внутри…
Если же насилие совершено над подростком — это резкое падение самооценки и конечно же, страх стыда. Стыд о том, что кто-то узнает, берет вверх над неокрепшим разумом. Тем более что насилие всегда сопровождается угрозами или запугиванием со стороны насильника.
Мы все прекрасно знаем, что у нас нет анонимности и доверительного участия наших органов — как социальных, так и внутренних. Никто не будет вести душещипательных разговоров с ребенком ни в Соц. Защите, ни в полиции.
Все это знают и как правило, заявлять просто боятся. Причина — боязни огласки. Даже став уже взрослыми, и помня все до мельчайших подробностей, люди предпочитают молчать. Стыд и страх. Виноваты не они, но стыдно жертвам…
Почему же тогда идет такое масштабное раскрытие в соц. сетях? Соц. сеть снимает в какой-то мере страх, а ещё человек видит, что он не один, таких же пострадавших много… Элемент доверия — именно то чего так много лет не было.
А надо ли? Далеко не все разделяют идею флэш-моба… На мой взгляд, это должен решать сам человек. Если он считает, что это поможет облегчить свою ношу или вообще освободится от нее, то он имеет на это право.
Люди пишут о проблемах нехватки денег, или просят помощи в лечении. Так почему не стыдно сказать о том, что есть неизлечимая болезнь, и в то же время стыдно сказать о том, что случилось?[quote align=»right»]
Вадим Арустамов: «Патриотизм начинается с Детства»
Не мне судить о том, что хорошо это или плохо.
Но одно я знаю точно, давно пора пересмотреть методы работы наших социальных служб, опеки и конечно же — следственных органов по работе с несовершеннолетними. Нужно вести конкретную профилактическую и разъяснительную работу с детьми.
Необходимо подключить психологов высшей категории к этому вопросу. Не девочек из педучилищ и психологических курсов, а грамотных психологов и психиатров с огромным стажем работы.
Что касается следственных органов, то с их стороны должна быть полная, гарантированная анонимность и мало того — дети и их родители должны доверять и быть уверенными, что это не будет предано огласке, что им помогут.
Нужно разработать и принять целый ряд реабилитационных мер, которые позволят не скрывать, а наоборот — выявлять случаи насилия, после чего виновники будут нести НЕОТВРАТИМОЕ наказание. Последнее особенно важно: в случае доказанного насилия, виновник должен получить реальное наказание, а не отделываться условным сроком или символическим штрафом.
Доверие к полиции и Соц. Защите — вот основа решения этой проблемы. Когда люди начнут доверять тем, кто отвечает за это, тогда не придется создавать такие флэш-мобы, и наши дети будут в гораздо большей безопасности.
Автор: Вадим Арустамов