Почему Россия обогнала США по ценам на бензин

Почему Россия обогнала США по ценам на бензин Аналитика

Во времена оны был такой лозунг: «Догоним и перегоним Америку». Судя по всему, он не забыт и продолжает претворяться в жизнь — не без успеха. По крайней мере, в такой несколько неожиданной области, как цены на бензин. По ним мы с американцами сравнялись. Как и в Штатах, стоимость литра горючего у нас составляет $0,68, или более 38 рублей.

Это статистическое «достижение», обнародованное в свежем рейтинге Bloomberg, рождает вопрос: почему цены в России, обладающей внушительной ресурсной базой углеводородов, серьезными перерабатывающими активами, огромной историей топливной промышленности, постоянно растут — даже когда падают котировки нефти? Кто тот злодей, который выжимает по максимуму «черное золото» и повышает расценки на АЗС?

Почему Россия обогнала США по ценам на бензин

Обычно, отвечая на вопрос о ценообразовании бензина, представители отрасли называют длинную цепочку факторов, каждый из которых становится кирпичиком в фундаменте конечной стоимости горючего.

Это затраты на разведку и добычу, транспортировку, изготовление топлива и его розничную продажу. Стоит разложить все эти составляющие на отдельные компоненты и оценить, какой процент каждый из них прибавляет к цене бензина.

Начнем с разведки и добычи нефти. Простым этот процесс не назовешь. Действительно, самые серьезные запасы «черного золота» располагаются в северной части России, где столбик термометра более полугода не поднимается выше нуля, отсутствует инфраструктура, наблюдается дефицит рабочей силы. Может показаться, что это — главная статья расходов, сильнее всего бьющая по тарифам.

[quote align=»left»]Трамп зальет рынок нефтью? Стоит ли готовиться к сырьевой революции в США

Трамп зальет рынок нефтью? Стоит ли готовиться к сырьевой революции в США

[/quote]

Но, как показывает практика, больше всего средств добывающие компании тратят на первоначальных этапах создания полноценного нефтяного производства. Грубо говоря, пробурив один раз скважину, можно качать из нее сырье два-три десятилетия. Уже после пяти лет с начала эксплуатации добывающих объектов они начинают снимать сливки. В итоге, по оценкам экспертов Российского топливного союза, доля нефти в конечной стоимости литра бензина чисто символическая — около 5%.

Вторая статья расходов производства бензина — транспортировка. До НПЗ сырье добирается разными путями: на танкерах, по железной дороге и по трубопроводным магистралям. За все это приходится платить.

Однако, невзирая на умозрительную масштабность, транспорт можно считать чуть ли не самой дешевой составляющей в цене топлива. Она отнимает 2% от стоимости бензина.

Теперь о переработке — очистке от примесей, повышении октанового числа, разделении на фракции. Несмотря на трудоемкость этих операций, НПЗ закладывают в бензин также не самый весомый процент — 6% от конечной цены.

Последняя расходная составляющая, которую можно причислить к производственным процессам, — это розничная торговля. Не секрет, что большая часть заправочных комплексов в России принадлежит крупным, вертикально интегрированным компаниям. Они и диктуют цены на своих АЗС.

Розница регулируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ведомство часто проводит расследование в отношении нефтяных холдингов, пытаясь доказать, что они несправедливо повышают тарифы. Правда, не все такие дела решаются в пользу ФАС. Если вернуться к доле расходов на содержание и обслуживание АЗС, то она составляет примерно 12% от стоимости готовой продукции.

Теперь самое интересное — налоги. Ставка налога на прибыль в России составляет 20%, а налога на добавленную стоимость — 18%. Нефтяные компании платят и те, и другие сборы по максимуму, никакие льготы на них не распространяются. Есть еще налог на добычу полезных ископаемых. Он рассчитывается по специальной формуле и может доходить до 17% от стоимости бензина. Прибавим к этому топливные акцизы в 12%.

В результате получаем около 67%, тогда как себестоимость составляет 25% (остальное — чистая прибыль). Поэтому, когда ищешь ответ, почему в нашей стране цены на горючее так же высоки, как и в США, то претензии следует адресовать государству, устанавливающему налоги.

В Штатах, в отличие от России, доля всех налогов в стоимости бензина не превышает 15%. Кроме того, там добывается так называемая легкая нефть. Глубина переработки, позволяющая получать более качественный бензин, причем в больших количествах, на американских заводах выше, чем у нас.

Также в США помимо крупных перерабатывающих предприятий существует несколько десятков небольших НПЗ, закрывающих потребности в топливе как целых штатов, так и отдельных городов. Конкуренция в сфере производства бензина и сбыта там в разы выше, чем в России.

[quote align=»right»]Обложить все: Минфин предожил ввести налог на банковские вклады граждан

Обложить все: Минфин предожил ввести налог на банковские вклады граждан

[/quote]

Так, может быть, нам не рваться за Америкой? В ценовом плане, конечно. Лучше догонять американцев в других отношениях — в развитии отрасли, приведении производства в соответствие с мировыми стандартами, разработке гибкой налоговой системы, позволяющей сдерживать рост топливных тарифов.

В США средняя заработная плата составляет $3500 — или почти 200 тыс. рублей. В России — всего 36 тыс. рублей (примерно $650). Американец может позволить себе купить с оклада почти 5,5 тыс. литров бензина, россиянин — в пять с лишним раз меньше. В нашей стране рост топливных цен обгоняет инфляцию. В Штатах, когда предложение горючего начинает превышать спрос, можно увидеть снижение тарифов. Может, нам лучше синхронизировать именно эти ориентиры?..

Впрочем, вряд ли такая идея найдет отклик у отечественных чиновников. Бюджет страны более чем наполовину зависит от налоговых поступлений сырьевого сектора. Резать такую дойную корову никто не будет. Хотите жить в топливном раю — отправляйтесь в Венесуэлу. Цены на бензин там регулируются и не превышают 2 центов за литр.

Автор: Николай Макеев

Stockinfocus.ru