Радиолокационные станции систем ПВО условного военного аэродрома засекают множественные малоразмерные цели, идущие с дозвуковой скоростью.
Несколько крылатых ракет сбито на дальних подступах, несколько — сметено пушечными очередями «Панцирей» и «Тунгусок». Оставшиеся прорываются к ангарам, в которых обычно хранится авиационная техника.
Впрочем, ракетный удар серьезного урона не нанес — самолеты покинули аэродром несколькими часами ранее. В четверг экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-34 авиационной дивизии Западного военного округа отработали вывод своих машин из-под удара высокоточного оружия условного противника.

Зачем сегодня проводятся такие тренировки?
Первая цель
На начальном этапе войны или вооруженного конфликта авиация всегда становится «целью номер один» для нападающей стороны.
Истребители, бомбардировщики, перехватчики и штурмовики, успевшие вовремя взлететь с аэродромов, способны лишить противника главного оружия — фактора внезапности — и серьезно замедлить темпы его наступления.
Командование люфтваффе в первые часы Великой Отечественной сосредоточило все основные силы на ударах по советским приграничным авиабазам.
Японцы в ходе Филиппинской операции 1941-1942 годов лишили авиацию и флот США основных баз в Юго-Восточной Азии. А позже уже американцы методично бомбили японские аэродромы подскока на тихоокеанских островах.
Примеры применения подобной стратегии есть и в вооруженных конфликтах последних десятилетий.
В начале Фолклендской войны 1982-го главной целью британской стратегической и корабельной авиации стал единственный на спорных островах аэродром с бетонированными взлетно-посадочными полосами в районе города Порт-Стэнли.
Из-за их повреждения аргентинские самолеты были вынуждены действовать исключительно с материка, что серьезно ограничило их боевой радиус.
Первая Чеченская война началась 1 декабря 1994 года с атаки штурмовиков федеральных сил на аэродромы Калиновская и Ханкала, в результате чего была уничтожена вся авиация дудаевских сепаратистов.
Нельзя не вспомнить и удар крылатыми ракетами «Томагавк» по авиабазе Эш-Шайрат, который американцы нанесли 7 апреля 2017 года. Тогда были выведены из строя шесть самолетов МиГ-23 сирийских ВВС, взорваны складские помещения и радиолокационная станция.
Сегодня — учитывая наращивание сил НАТО на границах России, переброску войск США в Европу, регулярные случаи сближения разведчиков альянса с российскими самолетами и, мягко говоря, не совсем мирные высказывания западных политиков — уроки истории актуальны как никогда.
Дислоцированные в ЗВО авиачасти готовятся к отражению любых потенциальных угроз. Ведь им в случае опасности предстоит принять на себя первый удар.
Сберечь «козыри»
«Современная крылатая ракета вероятного противника может поразить цель на удалении до 2,5 тысячи километров», — рассказал военный летчик-снайпер, полковник запаса Сергей Екимов. — «Сегодня не 40-е годы прошлого века — под самую первую раздачу могут попасть не только приграничные аэродромы. Поэтому выводу авиатехники из-под удара обучают абсолютно всех военных летчиков и личный состав вспомогательных подразделений».
По его словам, приказ об экстренном перебазировании поступает, когда командованию становится достоверно известно, что противник намерен применить высокоточное оружие.
Запасные аэродромы для приема самолетов назначают заблаговременно, с учетом разведданных о предполагаемой глубине нанесения удара. В первую очередь перебрасывают летные экипажи на штатных машинах. Вооружение и оставшийся персонал перевозят следом за ними.
Как сообщает командование ЗВО, экипажи самолетов также тренируются в максимально сжатые сроки перебазироваться на оперативные аэродромы в условиях сильных снежных заносов на взлетно-посадочной полосе.
К этим маневрам привлекли около 200 человек личного состава, до 40 единиц военной и авиационной техники, в том числе десять фронтовых бомбардировщиков Су-34.
Вероятно, в рамках зимнего периода обучения такие тренировки проведут во всех частях и соединения шестой Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО — основы воздушной мощи России на западных рубежах.
Стоит отметить, что Су-34 — относительно новый самолет в составе ВКС России. Его массовая эксплуатация началась в марте 2014 года, когда машину официально приняли на вооружение.
По состоянию на октябрь 2017-го в войсках имеется более 100 Су-34. Самолет активно используется в Сирии, где наносит по объектам террористов удары управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.
В перспективе эти машины составят основу фронтовой бомбардировочной авиации ВКС России и пойдут в бой против любого противника — будь то банда экстремистов или хорошо подготовленная армия сильного в военном отношении государства.
Автор: Андрей Коц