«Удали свой фейсбук». Что скрывается за кампанией против интернет-гиганта

"Удали свой фейсбук". Что скрывается за кампанией против интернет-гиганта Аналитика

Скандал вокруг таргетинговой компании Cambridge Analytica вышел на первые полосы западных газет и даже несколько оттеснил загадочное отравление в Солсбери. В разных странах проводятся официальные расследования на уровне парламентов.

Разворачивается кампания против интернет-гиганта под хештегом «Удали свой фейсбук». И это уже вызвало серьезные потрясения на рынке. Конечно же, снова все кинулись искать «русский след».

"Удали свой фейсбук". Что скрывается за кампанией против интернет-гиганта
«Удали свой фейсбук». Что скрывается за кампанией против интернет-гиганта

Если спокойно проанализировать, из чего раздувают скандал, выясняется, что бурю породили давно известные факты. Правда, некоторые разоблачения коснулись правительственных структур западных государств. И это стараются прикрыть шумихой.

Таргетинг: «страшное преступление», которым занимаются все

Компанию Cambridge Analytica (СА) многие называют британской и «трамповской». Что не совсем верно. Официально она зарегистрирована в США, причем сравнительно недавно, в 2013 году. Хотя ее материнской компанией выступает довольно известная и влиятельная политконсалтинговая компания SCL Group, действительно британская.

SCL Group с 1990-х прямо влияет на исход выборов и даже военных конфликтов во многих странах на разных континентах. По мере вовлечения в различные американские избирательные кампании SCL столкнулась с трудностями, связанными в первую очередь с многочисленными ограничениями на хранение персональных баз данных в Евросоюзе. Создав дочернюю структуру в США, SCL занялась операциями с персональными данными пользователей различных соцсетей.

Применялся уникальный алгоритм, разработанный кембриджским профессором Александром Коганом на основе психографики — метода классификации личности потенциального клиента по основным психотипам.

Основываясь на данных соцсетей (в первую очередь фейсбука), СА формировала психологический портрет каждого пользователя, выявляя его интересы, слабости, страхи. И генерировала под него особые месседжи в поддержку своего клиента.

Надо заметить, что СА никогда не скрывала своих методов, даже наоборот — порой чересчур активно пиарила их. Тем удивительнее шум, который подняли «внезапно прозревшие» западные СМИ. Они вдруг возмутились тем, что «компания, связанная с Трампом«, якобы нелегально и без ведома пользователей соцсетей собирала о них сведения.

Основой скандала послужило расследование британского телеканала Channel 4 News. Под видом потенциальных клиентов из Шри-Ланки журналисты втерлись в доверие к руководителям СА, и те более чем откровенно рассказали о своей работе.

Действительно, они наговорили много интересного. Особенно бурную реакцию вызвали признания Криса Уайли, бывшего IT-специалиста компании, безуспешно судящегося с СА. В частности, он заявил: «Мне достаточно охватить 50-70 тысяч человек, чтобы очень быстро сформировать реально большую базу данных. Мы за несколько месяцев получили более 50 миллионов записей в фейсбуке».

В принципе, это обычная, рутинная работа любого маркетингового агентства, связанного с таргетингом.

Западные СМИ, обрушившись на СА, делают вид, что раньше не знали о таких методах. Уверен: каждый обращал внимание на то, что, введя в гугле, скажем, слово «утюг», затем месяцами получаешь рекламу утюгов всех сортов и видов.

СА использовала излюбленный способ маркетологов — опросы.

Заполняя безобидную онлайн-анкету на тему «Кем вы были в XIX веке?» или «Узнай, кто из твоих друзей в фейсбуке любит тебя», вы, ничего не подозревая, открываете доступ к вашим персональным данным в соцсетях. И что, кто-то на Западе этого не знал?

Да и сама СА неоднократно публично презентовала именно эти методы таргетинга. Причем специалистам хорошо известно, что легче, дешевле и эффективнее влиять на определенные сегменты аудитории именно через фейсбук. Маркетологи всех мастей обсуждали это на различных платформах.

Мало того, и сам фейсбук никогда не скрывал: он потому и привлекателен для рекламодателей, что позволяет без лишних затрат выходить на конкретные группы людей, заинтересованных в тех или иных товарах или услугах. Разве не этим занималась СА?

Но шумиха вокруг СА — с политическим подтекстом. На фирму набросились исключительно за то, что она какое-то время работала на кандидата в президенты США Дональда Трампа. Многие заявляют, что именно СА сделала его президентом, «нечестными методами» перетянув на сторону республиканца колеблющийся электорат нескольких ключевых штатов. Кстати, руководители СА с самого начала приписывали эту заслугу себе, вызывая скепсис у коллег.

Что дозволено Обаме, не дозволено Трампу

На самом деле первым подобные методы в политической кампании в широком масштабе применил Барак Обама в 2008-м и особенно в 2012 году.

Именно его цифровая команда активно задействовала микротаргетинг и скупку баз данных пользователей соцсетей, а также различных бизнес-структур. Никто этого не скрывал, и мейнстримовым медиа это очень нравилось. Тем самым медиа, которые теперь громче всех кричат «Держи вора!»

В Сети есть подробная статья о таргетинге у демократов. Там вполне четко, открыто, без истерик описывается, как таргетинговая компания DSPolitical скупала и собирала базы данных избирателей США.

WikiLeaks на днях указал на презентацию, проведенную летом 2015 года. Кэрол Дэвидсен, директор отдела цифровой аналитики в кампании Обамы, откровенно и с гордостью рассказывала о том, как штаб демократов собрал чуть ли не полную базу данных всех соцсетей Америки, хвастая, что «у республиканцев такой системы нет».

В WikiLeaks обратили внимание на то, что эти базы данных, по словам Дэвидсен, хранятся у демократов до сих пор, а это прямо запрещено американским законом. В оправдание она заявила, что не в курсе, используются эти базы партией или нет.

Методы цифровой кампании Обамы стали фетишем для политконсультантов всего мира. Их активно изучали и применяли в кампаниях разных стран, за «цифровыми» специалистами демократов буквально охотились. Так, на парламентских выборах 2015 года в Великобритании практически в каждом штабе основных партий были участники цифровых кампаний Обамы.

Шум вокруг использования персональных данных в политических целях оттеснил на задний план действительно скандальную историю, вскрывшуюся в ходе расследования ситуации с Cambridge Analytica. Речь о грязных методах, которыми пользуются западные политтехнологи, работающие по всему миру на американские и британские спецслужбы.

Похоже, СА просто подставили, чтобы отвести удар от материнской компании SCL Group. Иначе возникли бы законные вопросы о том, чьими услугами пользуются Вашингтон и Лондон для психологических операций за рубежом (в том числе на Украине), для разжигания межнациональных конфликтов в других странах, для сбора секретной информации.

Неудивительно, что в деле СА тоже сразу бросились искать извечный «русский след».

Автор: Владимир Корнилов

Stockinfocus.ru