США — опасные игры с госдолгом или два арбуза на ладони

usaВосточная мудрость конкретна. В то время, как средневековые философы размышляли, сколько ангелов поместится на конце иглы, центральноазиатский мудрец Ходжа Насреддин говорил о невозможности удержания двух арбузов на одной ладони. Именно это сравнение лучше всего отражает суть действий американского правительства.

Итак, финансовый рынок номер один в мире. Большая часть благосостояния страны тем или иным образом завязана на этот рынок. Рост продолжается довольно давно, инвесторы несут деньги, финансисты придумывают новые схемы, правительство богатеет. Глядя на то, как богатеет правительство, мировые инвесторы открывают ему неограниченный кредит. Деньги со всей земли стекаются в США.

Правила игры четки и понятны, их соблюдение гарантируется. Рейтинговые агенства и аудиторские компании изучают компании и дают инвесторам рекомендации. В башнях из листового стекла трудятся на благо человечества сотни тысяч неутомимых трейдеров с микрочастицами белого порошка в районе верхней губы. Все честно и прозрачно — до наступления времени Ч.

Время Ч наступает так же неожиданно, как прилет центральноазиатских камикадзе-гастарбайтеров на Манхеттен. Внезапно оказывается, что рынок полон токсичных отходов и радиоактивного мусора, рейтинговые агенства и аудиторы ни хрена ни в чем не понимают, на всех основных рынках надуты пузыри, а у трейдеров заканчивается кокаин и наступает депрессия. Финансовый рынок номер один оказался финансовым базаром и карета превратилась в тыкву.

Банкротятся крупнейшие компании. Инвесторы со всего мира прекращают покупать и начинают продавать. Рынок падает в бездну — и это совершенно не нравится правительству.

Не для того мы создавали главный финансовый рынок мира — говорит правительство — чтобы потерять все нажитое непосильным трудом. Нам необходимо — говорит правительство — поддержать этот рынок. Сделаем так — возьмем немножко денег и купим немножко акций. И корпоративных облигаций. Тогда индексы пойдут вверх.

Правительство начинает вкладывать. Проблема, однако, в том. что деньги должны откуда-то взяться. Можно, конечно, их напечатать, но желательно взять в долг. Долги у правительства и так чемпионские. На протяжении многих лет долговые обязательства министерства финансов считались самыми надежными и популярными ценными бумагами. Более того, после того, как инвесторы стали продавать акции компаний, взамен они стали покупать именно долговые обязательства. Отлично, эти деньги правительство и даст компаниям.

Тем же компаниям, из которых иностранные инвесторы только что забрали эти же деньги.

Японцы, китайцы и русские в недоумении. Если бы мы хотели одолжить эти деньги корпорациям, мы бы так и сделали — думают они. Мы заняли деньги американскому правительству, считая, что это надежно, а оно понесло наши доллары на эти свалки радиоактивных активов. Это с какой радости?

И перестают давать правительству в долг.

Тут и возникает дилемма двух арбузов на ладони. Взявшее на себя финансирование корпораций правительство, оказывается не в состоянии нести госдолг, отношение к которому в мире продолжает ухудшаться. В конце концов один из арбузов придется бросить. Или упадут оба.

Даже если правительство перестанет давать деньги компаниям, восстановить доверие инвесторов будет непросто. Еще сложнее будет продать новые облигации, чтобы расплатиться по предыдущим долгам. И тогда — дефолт. По крайней мере сейчас все идет именно туда.

Александр Стругов

Stockinfocus.ru