Газовые позывы великих укров

Газовые позывы великих укров Аналитика

Верховная Рада рассмотрела во втором чтении правительственный законопроект о санкциях, который включает прекращение транзита российских энергоресурсов. А также проголосовала за реформирование единой газотранспортной системы (ГТС) с привлечением инвесторов только из ЕС и США.

Этот закон должен «подсластить» первый, фактически означающий санкции против Европы: именно она не сможет получать российский газ через Украину. На самом деле речь идет о хитрой игре: «Нефтегаз» пытается заставить европейские компании покупать российский газ на границе. В чем же суть интриги и где наша выгода?

За день до вчерашнего голосования, НАК «Нефтегаз Украины» распространил заявление, в котором предупреждал Европейский союз об угрозе прекращения транзита природного газа из России.

В нем написано следующее: «Нефтегаз» уважает долгосрочные контракты европейских потребителей на поставки российского газа и понимает, что их изменение требует переговоров и времени. В то же время компания отмечает, что сложившуюся ситуацию также нельзя считать стабильной. Сегодняшняя ситуация может привести к повторению газового кризиса 2009 года, когда «Газпром» прекратил транзит газа в Европу».

Дальше он поясняет причина. Во-первых, расторжение 17 июня по инициативе российской стороны договора о балансировке газа между ОАО «Укртрансгаз» и ООО «Газпром экспорт» делает невозможным использование «Газпромом» газа из украинских подземных хранилищ для покрытия пикового потребления в ЕС.

Во-вторых, отсутствие прямых договоров соединения между «Укртрансгазом» и операторами транспортных систем соседних стран исключает стандартное балансирование при транзите газа. Такие договора имеет «Газпром экспорт» вопреки нормативным положениям, действующим в ЕС. Благодаря этому российская компания монопольно контролирует транспортировку и продажу газа на восточных границах Европы.

Поэтому, как «надежный транзитер» НАК «Нефтегаз Украины» считает своим долгом предупредить европейских партнеров о возможных рисках и предлагает решить проблему совместными усилиями «путем трехсторонних переговоров в формате Украина ‒ ЕС – Россия».

После этих слов становится понятным, где «собака порылась». Прожив несколько жарких летних месяцев без газа, точнее, на остатках предыдущих поставок, наши должностные лица поняли, что зимой мы загнемся. И решили быстренько исправить ситуацию. Но как это сделать, сохранив лицо? Только апеллируя к европейской общественности, как к заинтересованной стороне в получении газа.

Европейцы согласились помочь, при условии, что в переговорах с участием Украины, России и Еврокомиссии, предметом обсуждения будут не санкции против «Газпрома», о которых сейчас рассуждают в «Нефтегазе», а поиск компромисса по условиям закупок российского энергоресурса. Без которого ни украинские, ни европейские потребители не переживут будущий отопительный сезон.

К переговорам, назначенным предварительно на сентябрь, НАК сформулировал идею о перенесении закупки газа европейскими компаниями с западной границы Украины на западную границу России, что, по их мнению, позволит обеспечить надежный транзит газа в Евросоюз и, в конечном итоге, гарантировать энергетическую безопасность стран ЕС.

«Закупка российского газа на границе Украины с Россией предоставит европейским газовым компаниям возможность распоряжаться своим газом уже на территории Украины, в том числе, использовать значительные мощности подземных хранилищ газа на западе нашего государства. Украина, в свою очередь, получит прямое соединение с европейскими операторами газовых сетей. Такая структура транзита является выгодной для обеих сторон», ‒ заявил председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев.

При этом в компании уверены, что, передавая свой газ покупателям на границе с Украиной, «Газпром» лишится возможности угрожать европейцам прекращением поставок, «используя необоснованные обвинения о несанкционированном отборе газа Украиной». Казалось бы, европейцы должны радоваться, как дети, такому предложению. Но радости в их поведении почему-то не отмечается.

«Инициируя перенос закупки газа европейскими компаниями с границы Украины и стран ЕС на границу Украины и России, «Нефтегаз» создает еще одну проблему, ‒ поясняет член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. ‒ Предложение перенести точку передачи газа из украино-российской границы на границу Украины с государствами Евросоюза – принципиально верное решение и требует реализации.

Для того, чтобы воплотить этот замысел в жизнь, Украине нужно найти и договориться с компаниями ЕС, которые готовы разорвать отношения с «Газпромом» и покупать газ на границе Украины и России. Только создание такой коалиции позволит перенести точки приема-сдачи газа. Но пока таких «героев» среди европейских стран и компаний не нашлось.

На сегодняшний день у крупных компаний ЕС (E.ON, ENI, GDF, OMV, RWE) отсутствует желание менять условия транзита российского газа и покупать его на границе Украины и России. И на это есть свои юридические, экономические и политические причины. Поэтому пока такой призыв со стороны «Нефтегаза» ‒ это продолжение линии газового популизма», ‒ отмечает эксперт.

Его удивляет упорство, с которым «Нефтегаз» не хочет договариваться, искать компромисс с «Газпромом», а словно нарочно продолжает выискивать причины для конфликта.

«Складывается впечатление, ‒ говорит Корольчук, ‒ что проблемы цены на газ, погашение долгов перед Россией за газ, заполнение газом к отопительному сезону подземных хранилищ уже давно решены. И теперь можно переходить к четвертой проблемы в отношениях с «Газпромом» ‒ изменения правил игры по транзиту газа.

Нет так же ответа на вопрос: «для чего Украина поднимает это действительно важный, но сложный вопрос в то время, когда Еврокомиссия договаривается с Россией о возобновлении газовых переговоров?». Тем самым НАК снова делает не шаг навстречу, а два назад. И повторяется ситуация июня, когда он отказался погашать долги перед «Газпромом», что стало причиной прекращения переговоров и прекращения поставок газа».

При этом в настоящее время позиция еврокомиссара Эттингера, который считает, что промежуточные договоренности должны включать в себя оплату долгов за газ, не изменилась: «Конечно, такой промежуточный вариант должен включать в себя полную оплату неоплаченных счетов-фактур».

Эксперт отмечает, что если на переговорах будет поставлен вопрос переноса точки продажи газа, то «Газпром» за стол переговоров просто не сядет. Соответственно все усилия, которые сейчас прилагает Евросоюз и Еврокомиссия для возобновления переговоров пойдут псу под хвост.

В пользу его выводов говорит тот факт, что чистая прибыль крупнейшего энергетического концерна Германии E.ON SE рухнула во II квартале 2014 года на 93,5% с 909 млн. евро до 59 млн. евро. При этом чистая прибыль E.ON в январе-июне упала на 73% до 821 млн. евро. При этом базовая прибыль (именно этот показатель используется E.ON для расчета дивидендов) упала на 20% до 1,53 млрд. евро.

Проблемы E.ON могут ударить по всей экономике Германии. E.ON SE ‒ крупнейшая немецкая энергокомпания, созданная в 2000 году путем слияния компаний VEBA и VIAG. В 2003 году она вышла на газовый рынок через поглощение компании Ruhrgas (сейчас E.ON Ruhrgas). 15 ноября 2012 года концерн E.ON AG был преобразован в европейское акционерное общество (SE-Societas Europaea ‒ «Европейское общество»).

Как и другие немецкие энергокомпании, E.ON столкнулась с падением прибыли и рыночной доли в результате реформы отрасли и переориентации с традиционных газовых электростанций на солнечную и ветровую генерацию.

Первое падение прибыли на треть она отметила в 2011 году в связи с введением нового налога на атомные электростанции, а также в связи со снижением доходов от продажи электроэнергии и газа. В прошлом году он объявил о закрытии почти четверти станций в Европе и сокращении несколько тысяч сотрудников

До последнего времени спасением для E.ON было сотрудничество с Россией (она партнер в проекте «Северный поток»). Весной стало известно, что концерн заберет почти всю прибыль своей «российской дочки» за 2013 год, оказавшейся крайне щедрой на дивиденды: 24 млрд. руб.

Захочет ли компания жертвовать дружбой с русскими, чтобы поддержать нас в конфликте с ними? Очень сомневаюсь. И не она одна. Т.е. Европа не будет гореть желанием менять правила игры. В чем тогда наш интерес в переносе точки закупки газа? В мазохизме по принципу «назло маме отморожу уши». Впрочем, если мы осенью не договоримся, то зимой и вправду имеем шанс что-то себе отморозить.

Автор: Галина Акимова

 

Stockinfocus.ru