Гадание на убывающем рубле и падающей нефти

Гадание на убывающем рубле и падающей нефти Аналитика

В условиях экономического кризиса и надвигающихся выборов политики, экономисты, психологи и социологи, пытающиеся делать прогнозы на следующий год, напоминают метеорологов: вроде и пальцем в небо попасть не хочется, но, чтобы не побили, лучше пообещать «хорошую погоду».

Если отнестись к «гаданиям» специалистов, без которых не обходится начало нового года, то желание медийных профессионалов заявить о себе станет понятным: пророчества в нашей стране всегда привлекали больше внимания, чем реальные дела. И чем страшнее да глобальнее угрозы нам рисуют, тем чаще мы сами киваем головами, мол, да-да, мы и сами такое предполагали…

Гадание на убывающем рубле и падающей нефти

Прогноз 1. Неутешительный для всех

Культуролог Андрей Столяров обеспокоен происходящим во всём мире «фазовым переходом», который неминуемо затрагивает и Россию. Под этим физическим термином, обозначающим изменение структуры вещества, Столяров подразумевает спонтанный распад старого мироустройства, погружение мира в хаос.

Причём, утверждает он, это не первый случай в истории человечества: примером могут служить и неолитический кризис, и развал античности, и реформация, и, наконец, наша Октябрьская революция, ныне именуемая переворотом.
[quote align=»left»]

Эр-Рияд сдаетсяЭр-Рияд сдается

[/quote]
Из истории ясно, что все эти переходы были катастрофическими и отнюдь не безболезненными, хотя людям свойственно порой катастрофы и не замечать. Однако в каждом из названных переходов уже явно начинала проявляться организующая идея, направляющая перемены в созидательное русло.

В неолите людей спасла идея земледельчества, взамен античного мира стала формироваться Европа, при развале католического мира в ход пошли иные конфессии, а строительство на месте сокрушённой Российской империи удалось исключительно благодаря народившимся идеям социализма.

Нынче же, когда весь мир сотрясают катастрофы политического и экономического свойства, ни в одной части света не родилась организующая идея. И при таком раскладе Россия – ровно такое же судно в волнах мировой Великой смуты и хаоса, как и прочие страны. Только утлое.

Пессимистические перспективы России рисует и экономист Дмитрий Травин, который придаёт особое значение недавнему обрушению китайской фондовой биржи. На это падение сразу откликнулся американский бизнес, а затем и мировой, углядевший в крахе «чёрную метку». Почему китайские проблемы касаются и России? Если Китай войдёт в стагнацию, говорит Травин, за нашу нефть придётся ещё и приплачивать…

В кризисе Китай меньше будет закупать технологий в США и в Европе, китайские туристы перестанут бороздить Старый и Новый Свет и оставлять там звонкую монету. Но всего для нашей страны хуже, что Китай – страна, где политическая стабильность держится исключительно на быстром экономическом росте. Если экономика рушится, в городах возникает социальная нестабильность, способная обрушить «капиталистический коммунизм».

А на смену ему в стране, давно считающей Дальний Восток своим, может прийти националистический режим. И ослабленная кризисом Россия, в последние годы исключившая других крупных союзников из политической и экономической игры, окажется лицом к лицу с Поднебесной.

Прогноз 2. Выныривать России не придётся

Падение цен на нефть нынче происходит катастрофическое: на рынке переизбыток «чёрного золота». Причины: повышение добычи, нежданный экспорт нефти из США, снятие санкций с Ирана. Но до 9 долларов за баррель, как в декабре 1998 года, мир пока «не дотянул».
[quote align=»right»]

Курс рубля для чайников: в чём проблема и как ЦБ должен раскулачить спекулянтовКурс рубля для чайников: в чём проблема и как ЦБ должен раскулачить спекулянтов

[/quote]
И Травин ёрничает по поводу министра экономразвития Улюкаева, который ещё при цене в 50 долларов утверждал, что вот оно, дно кризиса, а потому скоро Россия начнёт «всплывать». Обещанное нам в 2016 г. падение ВВП в 0,8% весьма сомнительно, по мнению Травина, ожидающего худший результат – будет найдено новое дно. Доходы населения будут падать, и жить мы будем хуже.

Чем будет в 2016 году заниматься правительство? Будет искать баланс между урезанием бюджетных расходов, увеличением налогов, необходимостью напечатать ещё денег и влезть в международные долги. Сторонники в правительстве есть у каждой из этих «спасательных мер», констатирует Травин.

Про налоги говорил ещё Кудрин (хотя президент года полтора назад обещал, что повышать их не будет). Министр финансов Силуанов склонен «резать» расходы. Социальный блок предлагает на любых условиях влезать в долги, отдавать которые лет через десять придётся совсем другим чиновникам. А Глазьев, советник президента по экономической интеграции, рвётся печатать банкноты…

Все эти меры, убеждён Травин, будут использованы в текущем году. Если баланс будет найден, мы можем войти в очередной застойный период – будем лежать на дне, не меняя уровень жизни людей, как было в брежневские времена. Тогда, конечно, советские люди хотели жить лучше, но жили же как-то… Важно было и единство правящих элит, мирно дожидавшихся, когда подойдёт к концу земная жизнь генсека.

Если нет разборок между власть предержащими, исправно работают сдерживающие смуту органы, а уровень жизни «ниже дна» не падает, застой, по мнению Травина, может длиться долго. При этом ни санкции никуда не денутся, ни с мировым терроризмом, как считает международник Игорь Грецкий, Россия бороться не перестанет: опять как при застое – всем помогаем, а живём плоховато.

Прогноз 3. Выборы ничего не изменят?

Дмитрий Прокофьев, вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты уверен, что 2016 и 2017 годы обязательно подтвердят, что в мире идёт борьба хаоса и порядка.

Перспектив для глубокого обрушения Китая, где внутреннее потребление может стать скрытым резервом, Прокофьев не видит. Определяющие мировую политику государства, предполагает он, постепенно укрепят свои позиции и займутся наведением порядка на мировых окраинах. А наши Минфин и Минэконом «роют» в правильном направлении: рекорды нефтяников по добыче нефти не пропадут – лучше продать по 30 долларов за баррель, чем потом продавать по 20.

Что же касается искусственного подъёма российской экономики, Прокофьев считает, что «вкачивать» в неё деньги бесполезно, а вот создавать условия для развития малого и среднего бизнеса надо: глядишь, и вывезут на кривой козе страну.

Увы, Россия напоминает больного, который не хочет лечиться: врачи знают, что делать, но если пациент противится лечению, ничего и не будет. Действительно, вот разрушенная Германия после Второй мировой войны захотела, да и подняла свою экономику в короткий срок. Никакие мигранты теперь обрушить её не могут: и рабочие места есть, и технологии. А у нас? Тот же «Йотафон» – идея сингапурская, начинка корейская, сборка китайская. Некогда нам технологии разрабатывать – у нас выборы на носу.
[quote align=»left»]

Непотопляемая РоссияНепотопляемая Россия

[/quote]
Травин так и говорит: «Экономических проблем у России нет, по крайней мере, экономисты знают, как их решать. Зато есть проблемы политические: нашим властям объясняли 10, 20 раз, приглашали внешних экспертов. Но по определённым причинам делается совсем другое: перед властями стоят другие задачи, не связанные с поднятием экономики». И тут уж все эксперты сходятся во мнении: пока не утрясём политику, экономика будет «по нулям».

Наведение порядка в российской политике, где властвует, по сути, одна партия, похоже, может начаться с выборов 2016 года: мы снова возвращаемся к мажоритарной системе, и в выборах в Госдуму будут участвовать 14 партий. Как говорит президент Фонда «Республика» Сергей Цыпляев, без честных, прозрачных выборов стране лучше не станет.

Его прогноз умеренно пессимистичный: «Не думаю, что линейно за долларом будет идти социальная активность, хотя страна быстро обеднела. У людей нет накоплений, нет подушки безопасности, которая помогла бы смягчить кризис. При этом закредитованность составляет порядка 40%. Да, 2016 год будет напряжённее, чем 2015-й. Сейчас кризис перепроизводства по типу 1986 года. А наше правительство опять ждёт чуда… Но именно выборы, как центральное событие года, дают новую энергетику, позволяют надеяться».

Однако социолог Татьяна Протасенко считает, что выборы не станут судьбоносными для России. Какая тут судьбоносность, если предполагаемая явка будет 28%? Да и Александр Конфисахор с точки зрения политической психологии уверен, что партия власти своё положение после выборов только укрепит. Причина – наличие в стране сильного лидера и отсутствие лидеров второго плана, рвущихся в «передовики».

Автор: Екатерина Омецинская

Stockinfocus.ru