Россия под санкциями: золотой дождь иностранных инвестиций в «страну-изгой»

Россия под санкциями: золотой дождь иностранных инвестиций в «страну-изгой» Аналитика

Во второй половине мая 2016 года Россия впервые после объявления ей санкций решила выйти на международные рынки заимствования. Тогда многие задавали вопрос: зачем?

И действительно, пик кризиса в экономике был уже пройден, международные валютные резервы страны прекратили свое падение. При этом, политика правительства страны приобрела автаркические нотки. Зачем России в этом случае нужно было брать в долг, тем более такую смешную сумму?

Россия под санкциями: золотой дождь иностранных инвестиций в «страну-изгой»

Ответа на этот вопрос ждать долго не пришлось. Россия этим символическим шагом приглашала инвесторов. И они буквально сразу, наперегонки ринулись скупать российские долги и устремились вкладывать в страну свои деньги.

После объявления о размещении суверенных облигаций РФ Государственный департамент США напомнил американским компаниям об «экономических и репутационных рисках», с которыми связано ведение бизнеса с Россией.

Представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил:

Мы по-прежнему даем понять американским компаниями, что мы видим риски — как экономические, так и репутационные — в связи с возвращением к ведению бизнеса с Россией в обычном режиме. Марк Тонер.

Не отставали от них и представители Евросоюза, которые хотя и отмечали, что формального запрета на покупку этих бондов нет, но рекомендовали своим резидентам воздержаться от подобных приобретений.
[quote align=»left»]

Российские чипы становятся лучшими в миреРоссийские чипы становятся лучшими в мире

[/quote]
Но несмотря на такое давление 26 мая 2016 года министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что Россия разместила десятилетние еврооблигации на сумму $1,75 млрд под 4,75% годовых.

Общий объем книги заявок составил около $7 млрд. Более 70% размещения пришлось на иностранных инвесторов. Из $1,75 млрд около $1,2 млрд купили иностранные участники, около $550 млн — российские банки. Причем среди них организаторы размещения отобрали только негосударственные банки. Это сделано намеренно, чтобы приняли участие чисто коммерческие банки, которые могли бы дальше работать с этими бумагами. Хочу сказать, что интерес к российским бумагам очень высокий, и те участники, которые купили и выразили желание приобрести наши облигации, не сомневаюсь, получат хорошую доходность. Силуанов Антон Германович.

Запомним эти цифры и эти слова. Что имел в виду российский министр стало понятно неделей позже, когда на Нью-Йоркскую и Лондонскую биржи вышли российские компании и вызвали на ней настоящий фурор.

Российские долги самый ликвидный товар на биржах

Эпизод 1. С 3 по 7 июня 2016 года проходил Road show на выпуск облигаций внешнего корпоративного займа Новолипецкого металлургического комбината на  сумму 700 млн долл. Облигации выпущены с погашением в 2023 году. Первоначальный ориентир доходности составлял 5-5,25% годовых.

И вот тут началось самое интересное. Объем заявок составил около 4 млрд долл. Благодаря этому ставку удалось сбить до 4,5% годовых, что стало своеобразной пощечиной Вашингтону.

На их площадке, их «законная жертва» размещает свои долги и за ними при этом выстраивается длинная очередь. Примечательно, что размещались бумаги стагнирующего металлургического сектора, где уже не первый год идет падение доходности и многие предприятия вынуждены сокращать объемы производства.

Также примечательно, что и организаторами сделки числились очень уважаемые «партнеры»: Deutsche Bank, ING, JP Morgan и SG CIB.

Эпизод 2. Параллельно с этим свои «евробонды» выпустил Evraz на сумму 500 млн долларов. Ставка доходности по ним составила  6,75% годовых при первоначальных ориентирах 7,25-7,5% годовых. При этом подписантов собрали на сумму 2 млрд. долларов.

Этот случай примечателен тем, что за полгода до этого Evraz уже выходил на рынок заимствований и смог получить 750 млн. долларов под 8,25% годовых. Доходность по российским корпоративным бумагам резко упала.

Эпизод 3. Также 9 июня на рынок вышла уже государственная компания «Совкомфлот». Именно эта компания является одним из основных эксплуатантов Севморпути и задействована в проектах по сжижению газа в районе полуострова Ямал. Фактически евробонды «Совкомфлота» это прямые инвестиции в российскую стратегическую газовую отрасль.

При плане в 750 млн.долларов было подано почти 2 млрд. заявок, что позволило разместить бумаги со сроком погашения в июне 2023 года с доходностью 5,375% годовых, при стартовых 5,75%.

Причем именно иностранные инвесторы выкупили около 70% бумаг всех трех размещений.
[quote align=»right»]

Мимо кого потечет российский газ?Мимо кого потечет российский газ?

[/quote]
Почему же такой ажиотажный спрос на российские бумаги, несмотря на довольно низкие процентные ставки. Причин несколько. Во-первых, успешное размещение государственных облигаций накануне дало сигнал инвесторам.

Вот тут мы и вспомним те цифры и те слова российского министра, приведенные в начале статьи.

А во-вторых, сегодня в мире денег много, а проектов, куда реально можно инвестировать без большого риска, мало.

Неужели кто-то в здравом уме будет сегодня инвестировать в страны-банкроты, такие как «евроинтегрированная» Украина с ее непредсказуемой и неуравновешенной политикой? Это только украинские СМИ могут писать подобный бред, при этом предъявляя инвестиции в страну размером максимум несколько десятков миллионов долларов. Большие деньги и серьезные проекты, это для таких стран как Россия, даже под санкциями. Особенно под санкциями.

О том, куда идут большие деньги

Недавно мы писали о том, что украинский бизнес, вопреки официальной позиции правительства своей страны, начал интенсивно инвестировать свои средства в Россию.

Но украинские инвестиции — это тонкий ручеек по сравнению с полноводной денежной рекой, устремившейся в Россию из Европы и в первую очередь из Германии, бизнес которой уже устал ждать от своего правительства мудрых и взвешенных решений и не хочет терять так трудно завоеванные им рынки.

В 2014 году, напуганные решительными и недружественными по отношению к России действиями собственных правительств, западные инвесторы начали сворачивать свои вложения в ее экономику. Напуганные возможным быстрым крахом «режима Путина» они ринулись спасать свои деньги и выводить их из страны.

Именно тогда и возник тот поток, который вымыл более трети российских валютных запасов и позволил либеральной прессе злорадствовать над реформами Путина.

Но злорадство длилось недолго. Уже в 2015 году ситуация начала меняться. К середине года стало очевидно, что с основными проблемами в экономике Россия справилась, а ее рынок освобожденный от западных товаров в условиях санкций начал манить инвесторов баснословными и практически гарантированными государством доходами.

Дело в том, что правительство России предоставляет особые привилегии тем, кто инвестирует как минимум 750 млн рублей и обязуется вести бизнес в России 10 лет. С такими инвесторами заключается специальный инвестиционный договор. Договор дает компаниям возможность участвовать в государственных тендерах, получать налоговые льготы и приобрести статус «отечественного производителя».

Желая сохранить свою долю на рынке и забрать ниши менее благоразумных коллег, на рынок России устремились инвесторы. Одна только Германия за 2015 год дала приток прямых инвестиций в РФ на сумму 1,78 млрд. евро.
[quote align=»left»]

"Россия показывает фантастическую динамику"«Россия показывает фантастическую динамику»

[/quote]
Сравните с аналогичным «потоком» на Украину, которая открыла свой рынок для немецкого капитала в 2014 году и на который до сих пор украинские горе-правители ждут «многомиллиардных инвестиций», катаясь по всему миру за казенный счет.

Но это были еще цветочки. Уже в первом квартале 2016 года поток прямых немецких инвестиций вырос кратно и составил за 3 месяца 1,1 млрд евро (повторяю за три месяца, одна только Германия). При этом данные инвестиции идут в реальную экономику, а не банки или сферу услуг.

К примеру, производитель сельскохозяйственных машин Claas инвестировал около 120 млн евро в новый завод в Краснодаре. Крупнейшее молочное производство германии DMK готовится поглотить российского конкурента, а фармацевтическая компания Bionorica планирует построить за 30 млн евро завод в Воронеже.

Низкий курс рубля делает инвестиции особенно выгодными. Немецкие инвесторы, пораженные выходом на их рынок российских комбайнов «Ростсельмаша», также хотят получать прибыли: строить заводы в России, где дешевая энергия, рабочие руки и такая предсказуемая власть, борющаяся не на словах, а на деле за своего отечественного производителя, и продавать свою продукцию по всему миру. Законное и понятное желание.

Вместо эпилога

Если так и дальше пойдет, то уже очень скоро на каком-нибудь правительственном приеме в Большом Кремлевском Дворце, президент России обратится к какому-нибудь современному «маркизу де Кюстину»:

— Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские?
— Конечно, Ваше Превосходительство.
— А вот и нет. Это — китаец. Это — немец. Это – поляк. Это — француз, а вон там стоят eврeй и итальянец.
— Но тогда кто же здесь русские, Ваше Превосходительство?
— А вот все вместе они русские!

Автор: Юра Сумы

Stockinfocus.ru