Предательство Европы в «газовой войне»: РФ получит то, что не нужно Украине

Предательство Европы в "газовой войне": РФ получит то, что не нужно Украине Аналитика

Как заявила в среду еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер по итогам консультаций с «Газпромом» в Брюсселе, стороны достигли прогресса по урегулированию антимонопольного расследования ЕС против российской компании.

По словам еврокомиссара, стороны обговорили, каким именно образом «Газпром» в досудебном порядке рассеет опасения Еврокомиссии относительно соблюдения им норм конкуренции.

Предательство Европы в "газовой войне": РФ получит то, что не нужно Украине

Россия в лице замглавы «Газпрома» А.Медведева выразилась в том же духе:

«Стороны выразили желание найти взаимоприемлемое решение и двигаться вперед. Сейчас мы вносим окончательные уточнения в наше официальное полное предложение об урегулировании. Этот документ будет направлен в Европейскую комиссию в ближайшее время».

Параллельно Еврокомиссия серьезно изменила свое ключевую позицию по одному из самых «системообразующих» газовых споров с Россией, связанному с судьбой прокачки по газопроводу Opal.

Напомним, что Opal – продолжение «Северного потока» по территории Германии от Балтийского моря до границы с Чехией, позволяющее соединить «Северный поток» (а впоследствии, вероятно, и «Северный поток – 2») с потребителями газа в Центральной и Восточной Европе, минуя Украину.

Так вот, Еврокомиссия и Немецкое сетевое агентство приняли решение о предоставлении Газпрому доступа к более 50% мощности газопровода Opal. Ранее российская компания могла использовать не более половины, теперь, в связи с изменившимися обстоятельствами — для «других поставщиков» забронированы лишь от 10 до 20% мощностей газопровода.

Кстати, Польша, к примеру, уже грозится оспорить в суде через свою нефтегазовую PGNiG не только это решение, но и пока ещё даже не заключённую мировую Еврокомиссии и Газпрома по антимонопольному расследованию.

Однако кое-что уже довольно хорошо понятно. Принципиальные решения на настоящий момент времени уже приняты, и эти решения приняты не в «сторону обострения конфронтации», а в сторону реализма.

Ибо обстоятельства изменились, и та часть европейских элит, которая ещё за что-то отвечает перед гражданами и промышленным капиталом, — обнаруживает похвальное здравомыслие и способность признавать объективную реальность, подстраиваясь под неё.

Проблема тут не только в Украине, опять не закачавшей в свои хранилища необходимого для безболезненного транзита объема газа. И не в том, что СПГ (сжиженный природный газ), на который столько возлагалось, пока что выглядит тупо экономически невыгоднее традиционного трубопроводного.

Есть и ещё ряд обстоятельств, в том числе:

а) в Европе, в связи с некоторым ростом производства, прогнозируется увеличение потребления газа на фоне резкого падения добычи в тех же Нидерландах и Великобритании;

б) подписание документов и начало работ по «Турецкому потоку» делает совершенно бессмысленным «сдерживание русских» по северному маршруту.

И уже даже Wall Street Journal вынужден признать, что «Россия и ЕС предпринимают прагматические шаги, чтобы облегчить решение бизнес-проблем, в особенности на энергетическом фронте, где Россия остается основным поставщиком природного газа для множества стран, входящих в Евросоюз».

И, соответственно, становится очевидным, что «антимонопольное дело» скорее всего прагматически скоро будет так или иначе закрыто. И «Северный поток – 2» окажется реальностью.

А это значит, что «энергетическая карта Европы» в среднесрочной перспективе имеет все шансы получить законченный и достаточно стабильный вид.

Тот факт, что на этой карте — опять-таки не сегодня, а в среднесрочной перспективе — может сильно потускнеть Украина, не является необъяснимым.

Помимо политической нестабильности, не вполне добросовестного отношения к обязательствам и банальной изношенности ГТС, есть и простой факт: Украина как государство определённо дрейфует к несколько иной макроэкономической роли. Так, по данным статистики, с января по август нынешнего года Украина экспортировала аграрной продукции на сумму $9,1 млрд , что составило 40,1% всего национального экспорта за этот период.

Для сравнения: в 2013 году сельскохозяйственный экспорт Украины составил 24% от общего экспортного объёма, а до мирового кризиса и вовсе не превышал 12-15%.

Таким образом, Украина определённо движется к статусу той самой «сельскохозяйственной сверхдержавы», который обещал ей экс-посол США Пайетт.

На данном пути в силу обстоятельств постсоветской республике не до развития «непрофильных» отраслей. Теоретически имелся сценарий, на котором настаивали, в частности, США: политическими методами заморозить все обходные российские «потоки» и принудить Россию вкладываться в обновление украинской газотранспортной системы.

Однако данный сценарий остался не реализованным. В сложившейся же ситуации восходящей аграрной сверхдержаве статус сверхдержавы энерготранзитной уже не нужен.

Источник: На Линии

Stockinfocus.ru