Прорыв или шоу? SpaceX запустила и посадила использованный Falcon 9



Эксперты диаметрально противоположно оценивают запуск SpaceX Илона Маска ракеты-носителя Falcon 9 с ранее использовавшейся первой ступенью. Напомним, что после запуска ракета вывела на орбиту легкий спутник, после чего ее первая ступень — где располагаются двигатели и большая часть топлива — успешно приземлилась на плавучую платформу.

«Это огромная революция в космических полетах, когда можно повторно использовать первую ступень ускорителя, самую дорогую часть ракеты-носителя», — уже заявил Илон Маск. Он также добавил, что «повторные запуски позволят компании существенно сэкономить: до 30% от стоимости каждого старта».

Прорыв или шоу? Space X запустила и посадила использованный Falcon 9

«Маск уделал все государственные космические корпорации: гениальный частник, который смог первым в мире управляемо посадить ракету, которая уже взлетала», — примерно такие мнения можно услышать и прочитать в западных СМИ и соцсетях. Роскосмос может хоронить свои «лапти», Китай может курить свой бамбук, а США вновь показала, кто самая великая держава в мире, где простой парень смог такое придумать и осуществить», — радуются российские оппозиционные активисты.

«На самом деле, понимаю радость — частный «изобретатель» создал ракету, которая не только взлетела, но и вернулась, а потом взлетела снова — и снова вернулась! Вот только есть нюансы.

Во-первых, это не частный гений, бизнесмен-изобретатель, а человек, который получил помощь и разработки-документы NASA с госфинансированием в режиме «дадим сколько надо», — заявил источник в ракетно-космической отрасли. Он также напомнил, что большинство проектов Маска «в убытках, но он придумывает и собирает деньги под новые».

Во-вторых, его ракета не может нести столько груза, сколько «тупые» российские ракеты, ракеты Китая и обыкновенные «Сатурны» NASA. Увы, но факт. Вначале говорили «смогут вывести на орбиту любой груз», а в реальности Маск выводит вес в 5-10 раз меньший, чем у «Протонов», — добавил специалист.

Миллиарды НАСА: с русскими в космосе всерьез и надолго

Миллиарды НАСА: с русскими в космосе всерьез и надолго

«В-третьих, технология «взлетели-сели-взлетели» уже отрабатывал СССР и США во время «лунной гонки» — кто-то с астронавтами, кто-то луноходами, она не новшество новое», — предупредил он.



«Китай тоже занимается возвращением ракет — когда Маск только на работу устраивался и решил «сажаем на парашюте», Россия — тоже этим же занимается. Но это, согласен, выглядит не так эффектно для «смотрите, села, дайте еще денег или купите акций». А так за любое покорение космоса — хоть Маском, хоть соседом по этажу — можно порадоваться», — заключил эксперт.

Напомним: еще в 2016 году «выяснилось, стоимость использования «бэушных» ступеней превышает все возможные нормативы по ценам на запуск «Протонов», «Союзов» и даже американских носителей «Сатурн». И действительно, в конце прошлого года эксперты самой компании «SpaceX» заявили, что «обещанная выгода при запуске «возвращаемой» ракеты Falcon-9 была переоценена: оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости».

Есть и другие проблемы. Тот же самый «Протон» весит около 700 тонн и за один полет выводит на орбиту 23 тонны полезной нагрузки, что в 12 раз больше «тягучести» Falcon-9. Таким образом, чтобы SpaceX получила хотя бы сравнимую с «Протоном» экономическую выгоду, Маску надо запустить свой Falcon-9 около 15 раз, причем каждый запуск должен быть успешным.

Если же речь идет о доставке в космос груза весом всего в пару тонн, то у России есть проект «Рокот», который весит около 100 тонн; это в пять раз меньше, чем Falcon-9 и поэтому его запуск снова обходится в разы дешевле.

«А еще не забываем про техническое обслуживание после каждой посадки, про новую заправку огромным количеством топлива, чтобы снова взлететь и сесть, и про другие весьма дорогостоящие процедуры», — напоминает пресса.

«Ок, это круто, это выглядит звездато и вообще прорывно — но это про красивое шоу, а не про выгоду и бизнес. Посадка уже летавшей ступени — эмоциональная, волнительная, классная презентация, но не «мы открыли новую эпоху», — уже пишут эксперты в «Телеграм», отмечая отсутствие связи между запуском и экономии затрат.

Смерть американской коммерческой космонавтики

Смерть американской коммерческой космонавтики

«Ну, а если быть совсем конспирологом, то никто не может подтвердить, что это та же ступень. Конечно, обывателям и инвесторам хочется верить в гений Маска, которому они доверили свои деньги и мечты о «светлом будущем». Увы, но SpaceX полностью закрыта, нет ни какой-либо отчетности, ни допуска журналистов»,- обсуждают там же.»Что же касается самого факта полета — да, в любом случае, удачный запуск это круто. Искренне поздравляем», — добавляют эксперты.

Напоследок отметим, что совсем недавно в мировых и российских СМИ было опубликовано выступление работника завода Tesla — рассказавшего о «современном рабстве», цензуре и абсолютной закрытости компаний Маска. Ранее на его «прорывные» технологии и проекты уже жаловались эксперты, а пронырливые американские блогеры и вовсе разоблачили опасные дефекты тех же автомобилей Tesla, которые руководство компании скрывает, оплачивая молчание пострадавших.

Источник: Правда.ру


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
  • Y. V.

    Ребят, вы серьезно? «Тот же самый «Протон» весит около 700 тонн и за один полет выводит на орбиту 23 тонны полезной нагрузки, что в 12 раз больше «тягучести» Falcon-9.» — открываем википедию и смотрим: грузоподъемность до НОО у Протон-М — 23т, у Falcon 9 FT — 22,8т. 12 раз, ну ну. Отличный у вас «эксперт») Может быть он имел в виду, что фалькон не может вернуться если доставит столько же сколько Протон? Это верно, для возвращения 1 ступени груз должен быть примерно на треть легче. Но учитывая что большинство коммерческих грузов это спутники связи в районе 8т, то проблем с заказами у Маска не видно. С начала 2017 года Фалькон летал уже 7 раз, европейская Ариан-5 3 раза, и наш Протон-М 1 раз. Вот такая статистика…