Секонд-хенд с бляхами, или Новый украинский клондайк



Количество подержанных автомобилей с литовскими, польскими и другими европейскими номерами на украинских улицах и дорогах стремительно растет. Но это вовсе не означает, что европейцы вдруг в срочном порядке поехали на Украину смотреть ее туристические достопримечательности или флиртовать с местными красавицами.

Секонд-хенд с бляхами, или Новый украинский клондайк

За рулем этого автомобильного секонд-хенда с бляхами (так в Польше называются номерные знаки) сидят самые обыкновенные граждане Украины. Как же они катаются по всей стране и тем более в столице?

Ведь разъезжать на таком нерастаможенном автомобиле на Украине разрешено не более пяти дней! Но без труда можно заметить, что владельцы таких машин катаются на них долго и уверенно.

В чем же секрет их безнаказанности? Оказалось, что причин тому даже несколько. Во-первых, в результате реформ грузинских политических деятельниц Хатии Деканоидзе и Эки Згуладзе в стране была ликвидирована ГАИ.

А патрульных полицейских выполнение водителями ПДД может заинтересовать лишь при оформлении ДТП. Так что отслеживать нарушителей пограничного режима фактически некому.

Во-вторых, современные остапы бендеры нашли минимум два способа обхода законодательства. Жители Львовской и Закарпатской областей каждые пять дней на купленных (но не растаможенных) в Европе автомобилях пересекают границу через одну и ту же таможню.

Они могут что-то вывезти туда на продажу, затем закупиться в зарубежных супермаркетах и поехать обратно. И овцы целы, и волки сыты. Причем, если въезжать через один пункт пропуска, а выезжать через другой, то законный срок пребывания на Украине увеличивается вдвое.

Вторая схема сложнее, но зато подходит не только для жителей приграничных регионов, но и для всех остальных водителей, которые живут далеко от границ и не имеют возможности часто пересекать пункты пропуска.

На Украине регистрируется фиктивная иностранная компания, на которую и оформляется автомобиль, а водителю выдается документ, что он якобы работает в этой фирме и, соответственно, пользуется служебным автомобилем.

А согласно стамбульской конвенции такой автомобиль подпадает под категорию коммерческого транспорта, и его ввоз на территорию другого государства возможен сроком до года без уплаты таможенных платежей. Как вы уже догадались, через год можно снова пересечь границу и законно заехать на Украину еще на 365 дней.

Как известно, спрос рождает предложение. Отдельные граждане утверждают, что при желании (точнее, при его отсутствии) и вовсе можно не выезжать за рубеж для этой формальной процедуры: как-никак, от столицы до ближайшего «окна в Европу» примерно 600 километров.

Но ведь не зря же Украину стабильно признают одной из самых коррумпированных стран планеты! Так вот, за небольшую сумму (100-250 долларов) нужный автомобиль, не отходя от кассы, внесут в соответствующую базу данных и сделают необходимые отметки в документах.

Преимущества первой схемы очевидны: автомобиль является собственностью водителя и в случае необходимости он может его законно растаможить и зарегистрировать на украинских номерах. Недостаток — регулярные вояжи через границу с выстаиванием в очередях.

Вторая схема гораздо опаснее, потому что машина водителю не принадлежит, и в любой момент иностранная фирма может потребовать ее вернуть. Если при этом «отморозиться», то автомобиль объявят в розыск (будут ли его искать на Украине — вопрос отдельный) и сдадут коллекторам, и на нем уже нельзя будет выехать за пределы Украины.

Так стоит ли игра свеч? Давайте считать. Купить автомобиль на Украине, конечно, проще, но гораздо дороже. В Европе можно купить машину 10-15-летней давности примерно за две тысячи евро. Почему европейцы так дешево избавляются от своих железных коней? Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко называет целых три причины.

«Во-первых, там большие зарплаты, и люди могут чаще менять свои автомобили. Во-вторых, в Европе высокая стоимость обслуживания и ремонта: старое авто содержать невыгодно, потому что с его возрастом растет и экологический налог. И в-третьих, чем старше машина, тем больше сумма оплаты за страховку и платные дороги», — объяснил эксперт.

Есть еще пара нюансов, поощряющих украинских бендеров. Дело в том, что с 2016 на Украине действует экологическая норма «Евро-5». Автомобили, которые не попадают под эти нормы, запрещено ввозить в страну.

Поэтому практически все машины, которые были выпущены до 2009-2010 года, под эту норму не попадают. То есть законно ввезти в Украину машину старше восьми лет не получится. А по вышеприведенным схемам это вполне возможно.



Низкая цена, конечно, главный побудительный мотив для большинства водителей. Но есть и иные. Люди думают примерно так: это машина временная, если будут проблемы с полицией или с ремонтом, то можно сдать ее на запчасти и почти вернуть потраченные деньги.

Поэтому такие автомобили особенно привлекают таксистов, а также малоимущую молодежь. Ну и аргумент для особо бесшабашных: машина с иностранными номерами — это практически никакой ответственности. Если случилась какая-то крупная неприятность, то бросил авто, ушел, и никто не найдет виновника.

Но есть и скрытые и весьма опасные подводные камни. Ведь за не вовремя растаможенный автомобиль, если задержат, то могут начислить до 300% штрафа от неуплаченной суммы таможенных платежей. Кроме того, на таком автомобиле рискованно ездить по Европе, ведь у него, как правило, нет обязательного в ЕС техосмотра, следовательно, машина может в любой момент быть изъята полицией.

Государственным чиновникам, разумеется, вовсе не по нраву, что с этих европейских автомобилей не взимаются налоги. Но за что они больше переживают — за бюджет или свои карманы — вопрос весьма неоднозначный.

По разным экспертным оценкам, сейчас на Украине уже не менее миллиона автомобилей с еврономерами. За каждый из них надо было бы уплатить почти две тысячи евро: представляете, какая гигантская сумма недополучена государством? Однако есть и позитивный момент, о котором говорят Бендеры: мы для себя сэкономили эти деньги, которые чиновники все равно разворуют.

Конечно, в кабинетах власти мечтают исправить это безобразие. В тему вмешался и президент Петр Порошенко, который на днях заявил о намерении ликвидировать теневые схемы ввоза на Украину нерастаможенных авто на иностранной регистрации и эксплуатации их на территории страны. «В будущем от этой практики будут отказываться. Не будет такого, не будут никому «подмазывать». Почему одни должны платить акцизы и сборы, а другие нет?», — заявил Порошенко.

Протестуют также автоимпортеры, которые справедливо считают, что правила игры должны быть одинаковыми для всех. Если завозится импортный секонд-хенд без уплаты налогов и сборов, то точно такие правила должны действовать и для новых автомобилей, которые продаются на Украине. Но на это, правительство, конечно, не пойдет.

Категорически не нравится наличие на Украине огромного табуна импортных железных коней и владельцам автомобилей, которые были куплены ими в автосалонах или с рук, но на месте. Ведь наличие такой массы недорогих автомобилей удешевляет стоимость их собственности!

Те, кто ездят на этих подержанных — в основном, немецких — автомобилях утверждают, что в каком-то смысле являются благодетелями: завезенные иномарки намного безопаснее и экологичнее имеющегося в стране старого автопарка.

Доля правды в их словах есть, так как средний возраст автомобиля на Украине составляет около 22 лет. И завозимые сейчас в массовом порядке 10-15-летние иномарки действительно лучше отечественного автохлама.

Политики тоже не остались в стороне от этой острой темы. Одни предлагают ввезенные автомобили узаконить, другие — взимать дополнительный сбор, чтобы наполнить бюджет. На этой неделе вокруг судьбы таких автомобилей снова велись политические баталии. В Верховную раду было внесено сразу два законопроекта по этой теме.

Несмотря на то что суммы платежей по этим законопроектам предполагаются практически схожие, есть и существенные различия. Один вариант решает вопрос собственности машин на еврономерах, а также уравнивает в правах резидентов и нерезидентов страны. Второй законопроект предлагает ввести плату за нахождение иностранных машин на Украине, в частности, и для автотуристов.

«На Украине уже был бум автомобилей с иностранными номерами в конце 90-х. При продажах 30-50 тысяч новых авто в год к нам заезжало до 200-220 тысяч иностранцев. Тогда ситуацию изменила государственная политика: начали все проверять, штрафовать, изымать. Сейчас же это пока лишь разовые акции, которые все еще позволяют спокойно ездить», — считает глава агентства Autoconsulting Олег Омельницкий.

«На сайтах фирм-посредников услуги по ввозу такого автомобиля через нерезидента предлагают за примерно одну тысячу евро, — говорит Олег Назаренко. — Умножьте один миллион завезенных по этой схеме машин на эту сумму. Получается, что один миллиард евро наличными получили посредники и сильные мира сего, крышующие данный бизнес.

Заинтересованы ли эти выгодополучатели в отмене пошлин и акцизов, чтобы люди сами растаможивали авто и платили небольшие налоги в бюджет, а не им наличными? К тому же авто на иностранной регистрации надо регулярно вывозить и ввозить через границу, проходить там техосмотр, а это значит снова обращаться к посредникам и оплачивать их услуги. Это же клондайк для этих фирм и силовиков, которые их крышуют!»

Уже несколько дней движение в Киеве по улице Грушевского заблокировано. Митингующие под Верховной радой владельцы означенных европейских автомобилей требуют не принимать законопроект, предусматривающий уплату двух евро в сутки за нерастаможенные автомобили. Протестующие грозят в случае неудовлетворения их требований перекрыть мосты через Днепр и другие важные магистрали города. Халява рулит?

Автор: Руслан Веснянко


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ




Загрузка...


Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей