Префы Сбербанка In Focus

Сбербанк привилегированный вчера вырос на 6%. С начала года акция является самой лучшей в числе бумаг индекса ММВБ, показывая прирост +728%, ближайший преследователь – Волгателеком с результатом +400%. А если считать с минимумов года, то на «Сбербанке-префе» можно было удесятериться (правда, для этого надо было бы не продавать бумагу на ее больших колебаниях). Но задним умом все крепки и все-таки хочется иметь какое-то понимание, почему эта акция так выросла и будет ли расти дальше.

«Сбербанк-привилегированный» — одна из самых любимых спекулянтами акций, в которой из-за этого существует хорошая ликвидность. Всего в природе существует 1 млрд. этих акций и ежедневно проходят громадные обороты. В начале лета были дни, когда на рынке оборот был эквивалентен 50% от всех имеющихся бумаг, вчера прошло 10% от всего объема. Это означает, что в акции есть внутридневные трейдеры, торгующие бумагой по многу раз. Капитализация этого выпуска сейчас составляет около $2.5 млрд., это немного по меркам мировых портфельных менеджеров (обыкновенные акции — $57 млрд.)

Префы Сбербанка In Focus

Вчера «Сбербанк-преф» установил новый посткризисный рекорд соотношения к обыкновенным бумагам, торгуется на 92.4%. Можно спорить, что уровень в 100% и тем более выше не имеет смысла, хотя на рубеже 2005 и 2006 года соотношение в один из дней было выше 100% (на графике не видно). Конечно, как миф в поддержку роста на рынке обсуждается «идея конвертации» в обыкновенные бумаги, но никаких новостей на эту тему не было. В «Ведомостях» пишут, что есть «идея» запуска программы АДР, но она относится, похоже, только к обыкновенным акциям.

Так почему же «Сбербанк-преф» так растет (и можно ли на этом зарабатывать)? Есть такая модель фондового рынка, предложенная Дж. Стиглицем, которая делит трейдеров на две категории – шумовых и разумных. Шумовые бестолково торгуют, делая разные ставки, но поскольку их много, и они играют в разные стороны, их влияние близко к нулю. Их сделки компенсируют друг друга. Тогда как «разумные» трейдеры пытаются делать ставку на основании «фундаментальной стоимости», и информации. Их даже может быть заметно меньше, чем шумовых трейдеров, но именно они будут определять направление движения рынка, поскольку играют направленно.

Другое дело, если шумовые трейдеры также начнут играть в одну сторону. Если это будет неоправданный рост, то разумные трейдеры будут продавать бумагу, «выходить из нее», и в какой-то момент их вообще не останется. Тогда шумовые трейдеры могут поднять акцию на практически любой уровень, на рынке не будет силы, толкающей акцию в сторону разумной цены . Это и есть пузырь, он может надуваться, в логике «покупки одних привлекают покупки других».

Какое-то влияние могли бы оказать короткие продажи от «разумных трейдеров» (поскольку они все продали и продавать им больше нечего). Но короткие продажи ограничены и могут быть опасны. Как показывают истории пузырей, «шортить» может быть крайне опасно, поскольку совсем не ясно, когда, где и почему рынок остановится. Поскольку пузырь есть иррациональное состояние, его конец нельзя прогнозировать традиционной логикой. Обратное, кстати, тоже верно, можно развернуть эту модель в другую сторону и показать, что акции могут падать неоправданно низко. Правда, эта ситуация менее устойчива, инфраструктурные ограничения на покупки «разумных трейдеров» меньше, чем на продажи.

Модель есть модель, она не обязана отражать всю сложность мира, но она представляет собой неплохой нарратив, объясняющий движение «Сбербанка-префа». В эту версию ложится также и то, что обороты по «Сбербанку-префу» слишком велики (и это отражает наличие спекулянтов, играющих на колебаниях рынка, нежели «фундаментальной стоимости»).

Если верить, что текущее состояние рынка иррационально, можно играть против него. Например, сейчас на FORTS есть фьючерсы на обыкновенные и привилегированные акции «Сбербанка» (с маржой гарантийного обеспечения в 15%), и можно организовать рисковую стратегию на снижение этого соотношения. Играть или не играть против «Сбербанка-преф» — это непростой выбор. Совершенно не исключено, что соотношение поднимется выше 100% или будет оставаться высоким еще долго. И какое удовольствие понять, что ты все-таки прав, после того как тебя закрыли по маржин-коллу. Иррациональность есть иррациональность – она не поддается разумным объяснениям.

Дмитрий Тимофеев
Все материалы Дмитрия Тимофеева на stockinfocus.ru

Stockinfocus.ru