О русской рулетке на фондовом рынке

stockinfocus.ruОлег Дерипаска побуждает Запад перефразировать известные правила. «Есть три способа потерять деньги: скачки – самый азартный, женщины – самый приятный, а русское IPO – самый надежный», – именно так говорят инвесторы, поучаствовавшие в первичном размещении UC Rusal в Гонконге. За неполные два месяца, прошедшие с момента IPO, акции российского алюминиевого гиганта потеряли четверть стоимости. Индекс гонконгской биржи Hang Seng прибавил за это время около 5%.

Конечно, это не первый пример неудачного вложения в акции компаний из России. За последние пять лет на зарубежных площадках было проведено 19 первичных и вторичных российских размещений, каждое на сумму от 500 млн. долл. Тот, кто поучаствовал в каждом из них, купив по 1%-й доле в размещающейся компании, теперь подсчитывает убытки. Совокупные потери составили около 7% даже с учетом полученных дивидендов.

Но IPO UC Rusal все-таки стоит особняком. Потери от участия в размещениях 2005-2007 гг. можно, в принципе, объяснить ударами глобального кризиса. Особенно, если речь идет о банках. В случае с «Русалом» кризисные риски уже учтены в цене IPO. Да и тренд на рынке алюминия все еще восходящий, что лишь усиливает разочарование иностранных инвесторов.

Многие из них сетуют на «слоновий» характер государственного Внешэкономбанка, который выкупил около трети предложенных в ходе размещения акций. Вообще говоря, активное вмешательство государства в IPO крупнейших российских компаний вызывает растущий протест даже у благосклонно настроенных иностранных инвесторов. И неважно, в какой форме оно осуществляется – в виде ли прямого участия государственных структур в размещениях, путем ли давления на стратегических покупателей, заинтересованных в сохранении связей с Кремлем, – результат одинаково негативен. Акции на «русских IPO» обычно уходят по искусственно завышенной цене.

Казалось бы, ну что обычному россиянину беды зарубежных капиталистов? Однако участие ВЭБа в IPO UC Rusal должно вызвать вопросы и у российских граждан. Банк Развития выкупал акции за счет прибыли, полученной от инвестирования средств Фонда национального благосостояния. По большому счету, вся она должна была бы поступить обратно в Фонд, который призван стать источником балансирования дефицитного бюджета Пенсионного фонда РФ. Но Минфин России в преддверии IPO «Русала» сделал царский жест, заявив о готовности удовлетвориться 7%-й доходностью от размещения ФНБ и желании оставить весь остальной полученный доход ВЭБу, чтобы тот, в свою очередь, мог бы стать «якорным инвестором» для структур Олега Дерипаски. Похоже, якорь в этих мутноватых водах брошен ВЭБом надолго.

Андрей Нальгин
Все материалы Андрея Нальгина на Stockinfocus.ru

Stockinfocus.ru