Экономические санкции против России — кто выйдет победителем

Экономические санкции против России Аналитика

США грозят ввести экономические санкции против России. Но вот введут ли — еще вопрос. Конечно, навредить нашей экономике удастся. Но и своей собственной не меньше, если не больше. Россия — не Ливия и не Иран, просто так вычеркнуть ее из мирового хозяйства — и невозможно, и чревато.

КТО РАЗЖИГАЕТ

О санкциях первым намекнул президент США Барак Обама: в субботу, когда обострилась ситуация вокруг Крыма, он сказал, что Россия «дорого заплатит» за свои шаги. Теперь санкции обсуждают в сенате. А госсекретарь США Джон Керри, прилетев в Киев, заявил, что это вопрос даже не недель, а дней. Что будут в себя эти санкции включать — пока неизвестно. Как неясно и то, решатся ли на них Штаты и последует ли за Америкой ЕС. Сенаторы признают, что без участия ЕС затея провалится.

Как рассказал сенатор Крис Мерфи, США могут заморозить зарубежные активы российских предприятий, ограничить контакты с банковской системой России (как именно — не уточняется), и заморозить выдачу виз.

Обычно санкции выглядят так: американским компаниям запрещают работать или со всей страной, или с конкретными предприятиями этой страны (чаще всего — с оборонными, в случае России «наказать» также могут госкомпании). Если американские предприятия пытаются обойти запрет и торговать через третьи руки, их штрафуют.

ИЗБИРАТЕЛЬ НЕ ПОЙМЕТ

Когда я прочитал слова воинственного Керри, сразу вспомнил 2009 год. Тогда Россия прекратила ввоз свинины из США, потому что там была чума свиней. Министерство сельского хозяйства США тут же собрало российских журналистов и отправило в Штаты, поехал и я. Я видел, что в аграрных регионах царила форменная истерика: запрет ввоза грозил разорить чуть не поголовно всех свиноводов. Американцы угрохали массу сил, доказывая нам, журналистам,что никакой чумы у них нет, а если и есть, для человека она не опасна. Если сенаторы в самом деле попытаются ограничить торговлю, как они объяснят своим избирателям, почему они — фермеры, производители электроники, техники — должны нести потери, «наказывая» Россию? В США есть влиятельная организация «Граждане за свободу торговли». Боюсь, она просто порвет сенаторов. Им не переизбраться. А сенаторы хотят оставаться сенаторами.

Ситуация интересна еще и тем, что США — не самый важный торговый партнер России. Импорт из США занимает 14-е место среди стран. А по объему ввоза в США Россия и вовсе занимает 30-е место. Экспорт в США — $11 млрд., импорт оттуда — $17 млрд. Для сравнения, импорт из Китая — $53 млрд. Но, несмотря на эти цифры, рынок России критичен для США, потому что нам они продают то, что другим не продашь. Например, продукцию агропромышленного комплекса (на $500 млн.): после того, как Бразилия и Аргентина сами стали экспортерами еды, сбыт аграрных товаров и технологий сосредоточился на России. Мы-то легко заменим поставщика: скажем, племенной скот производят в ЕС и в Канаде, свинину — повсюду в мире, и так далее.

США могут прекратить поставки высокотехнологичного оборудования нашему военно-промышленному комплексу. Нам это будет неприятно, конечно, но возникает вопрос: а разве американцы не хотят продать свою продукцию? И кому они ее продадут? Другого столь крупного покупателя, как Россия, на рынке просто нет. С другой стороны, только-только продлили контракт на поставку из России ракетных двигателей на американские ракеты «Антарес». Что бы ни говорили про нашу промышленность худого, ракетные двигатели мы делаем лучше всех. Чем американцы их заменят?

НЕ ТАК КРЕПОК ДОЛЛАР

Не все так просто и с санкциями против банков. Российские предприятия суммарно заняли на внешнем рынке $732 млрд. Если прекратить банковские контакты, то и отлично, скажут наши заемщики, долг возвращать не нужно. Вряд ли западные банки будут рады. Скажем, Газпром (MOEX:GAZP) и Роснефть (MOEX:ROSN) кредитуются в Morgan Stanley (NYSE:MS) и Bank of America (NYSE:BAC) (суммарно на $20 млрд.). Компании заявляют, что платить не будут, банки показывают дыру в балансе, от этого — проблемы у их клиентов, то есть американских предприятий… Конечно, щедрый американский бюджет может помочь банкам, но как объяснить эту щедрость налогоплательщикам?

Конечно, у США остается такой инструмент давления, как обслуживание банковских карт. Напомним, что процессинговые центры систем VISA (NYSE:V) и MasterCard (NYSE:MA) находятся отнюдь не в России. Взять на себя полностью обслуживание платежей по картам нашим банкам будет сложно. Но согласятся ли указанные компании понести потери ради «идеи»? Ведь от заморозки и они лишатся доходов. К тому же удовольствие посеять хаос в России, отключив карты, может оказаться сомнительным. Россия хранит суверенные фонды в ценных бумагах, номинированных в долларах. Речь идет о десятках миллиардах долларов. Наша страна — пятый в мире держатель валютных активов. Россия в ответ на санкции примется уходить из доллара, например, в юань. Нетрудно представить, что станет и с курсом доллара, и с ценой самих американских ценных бумаг. Это только кажется, что, раз мы держим свою «заначку» в долларах, то зависим от США. Еще вопрос, кто от кого сильнее зависит.

СТАРЫЙ СВЕТ СЕБЕ НЕ ВРАГ

Еще сложнее решиться на санкции Европе. Для России Евросоюз — основной торговый партнер. На страны Старого Света приходится почти половина оборота нашей внешней торговли. Несмотря на то, что европейские политики не прочь агрессивно поиграть словами, британские влиятельные бизнесмены уже заявили, что санкции ударят в первую очередь по самой Британии. Недаром, хотя санкции планировали обсуждать на саммите ЕС 6 марта, от этой затеи отказались.

Треть энергоносителей Европа получает из России. Если ЕС решится на санкции, России логично было бы напомнить Старому Свету об этом обстоятельстве. Самое печальное для Европы то, что нефть и газ используются не только для отопления.

— Наши энергоресурсы — это еще и основное сырье для европейского химпрома, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Основной конкурент европейских химических концернов — Китай. ЕС, оставшись без сырья, окончательно проиграет Китаю, рецессия в Европе обострится, так что почти наверняка Европа санкции не поддержит. Вот уже и глава компании INEOS Джим Ратклифф написал открытое письмо Президенту Европейской комиссии Хосе Мануэлю Баррозо. Г-н Ратклифф пишет, что цены на природный газ в Европе втрое выше, чем в США, и что по этой причине европейская химическая промышленность скоро вообще исчезнет.

Причем, после постройки трубы на Китай (ВСТО) Россия куда меньше зависит от западного направления экспорта. Так что говорить о полном провале внешних поставок не приходится.

Но речь не только о энергетике. Вот что пишет британская The Telegraph: «Западные автопроизводители, ритейлеры и производители потребительских товаров давно присутствуют на втором самом крупном потребительском рынке в Европе (России в том числе). Кроме этого, их привлекает дешевая рабочая сила с высшим образованием. Такие компании, как Volkswagen Group, Ford Motor Company (NYSE:F), Renault и Liebherr, инвестировали миллиарды в российские производственные мощности. Корпорации Pepsico (NYSE:PEP), Unilever (NYSE:UL), Procter & Gamble (NYSE:PG) и Boeing (NYSE:BA) также значительно зависят от России, и они будут активно противостоять любым попыткам ввести экономические санкции в отношении России», — считает издание.

Как стало известно, Британия точно не будет замораживать российские активы или прогонять наших предпринимателей со своих биржевых и торговых площадок. В крайнем случае страна ограничится запретом на въезд для некоторых чиновников, бизнесменов уже успокоили: визы для них будут.

ПОЛУЧИТЕ В ОТВЕТ

Для России ключевым обстоятельством является то, что Китай, как говорят аналитики, санкции поддерживать не будет.

— Китай будет придерживаться прагматичной позиции, — говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Он попытается извлечь для себя максимум выгоды от санкций.

Россия, если потеряет возможность получать тот или иной товар из США или ЕС, обратится в Китай, где можно приобрести практически все. Китай также не откажется, если Россия и ее компании будут в расчетах делать ставку не на доллар, а на юань.

Насколько серьезными могут быть последствия от введения санкций, видно по тому, что Совет Федерации рассматривает законопроект о встречных санкциях. В случае, если Запад замораживает наши активы у себя, мы замораживаем их активы здесь. Конечно, это не прибавит инвестиционной привлекательности нашей стране, но на войне (даже если она торговая) — как на войне. Вероятность, что этот закон будет реально использоваться, невелика, однако сам факт его существования должен охладить горячие головы за рубежом.

При подготовке материала использована информация: kp.ru

Stockinfocus.ru